Виталий с позывным «Батман»: я не люблю говорить про ранения
Несколько метров до спасительного выхода из блиндажа ему и его товарищам по оружию пришлось пробираться сквозь стену огня и дыма…
Если бы не зажившие следы ожогов на лице, полученных в том ожесточенном бою, когда жилище бойцов СВО было жестко атаковано дронами, мы бы не узнали, в какой кровавой заварушке оказался наш земляк Виталий и его братья. Нет, не по крови. Это нечто большее – это самое настоящее боевое братство: когда один за всех и все за одного. Так они и спасались, все вместе, вчетвером, сплоченно. К сожалению, один из бойцов вдохнул огненного воздуха…
Сейчас Виталий находится в отпуске по случаю ранения. Многочисленные пересылочные госпитали, Главный военный клинический госпиталь в московских Химках имени Н. Н. Бурденко, затем в Балашихе, лечение ожогов лица, головы, рук - позади.
«Выпишите, остальное дома заживет, я здесь только чье-то место занимаю», - попросил военных врачей Виталий.
Обняв маму, Тамару Михайловну, в родном Старом Куваке, боец СВО отправился по тем местам, которые ностальгией отзываются в его сердце. Вот школа № 10, где он учился в кадетском классе. Вот комплекс лениногорских трамплинов, с которых он прыгал в детстве и подростковом возрасте.
Виталий с ноткой зависти смотрел, как сейчас там тренируются другие школьники. Боец специальной военной операции с грустью и благодарностью в душе вспоминал своих наставников, благодаря которым закалился его характер, выработались смелость, хладнокровие, решительность, концентрация, физическая сила и координация, а также умение справляться со страхом и стрессом. Качества, которые помогли ему оперативно адаптироваться к суровым солдатским будням.
«Это был самый обыкновенный хулиганистый мальчишка, - рассказывает Николай Щербаков, тренер школы по прыжкам на лыжах и лыжному двоеборью олимпийского резерва им. Звягинцева. – Разве что очень смелый и отчаянный, абсолютно бесстрашный спортсмен. Именно такие и приносят своим тренерам победы на соревнованиях. Виталий был не исключением. Перворазрядник, он не раз поднимался на пьедестал почета на городских, республиканских и всероссийских соревнованиях. У моего воспитанника - характер победителя, поэтому неудивительно, что он в числе первых и на фронте».
Такого же мнения придерживаются классный руководитель Виталия, Рушания Хуснутдинова, и его воспитатель - Игорь Шереметьев.
«Виталий был одним из лидеров, такие ученики запоминаются надолго. Эдакий «душа» класса. Он был непременным участником всех военно-полевых сборов, патриотических игр и спортивных мероприятий, отличник строевой и боевой подготовки. Он мог с закрытыми глазами разобрать и собрать автомат за считанные секунды, отлично стрелял. Он обладал гвардейским характером авантюриста, экстремала, был смел и решителен. И, в то же время - всегда улыбчивый, открытый и искренний парнишка», - вспоминает Игорь Шереметьев, который гордится своими выпускниками, трое из которых – участники СВО.
В декабре 2023 года Виталий заключил свой первый контракт с Министерством обороны России.
«Решил проверить себя, на что я способен. Смогу ли я встать на защиту Родины, не спасую ли перед лицом врага», - вот так просто объясняет свой мотив этот высокий, широкоплечий и красивый парень.
Подробностей своего первого ранения Виталий так и не рассказал, отмахнулся: «Были осколочные ранения…». В сентябре 2024 года Виталий вновь подписывает контракт. Тогда же он прибыл домой, чтобы проститься с отцом, который длительное время страдал неизлечимой коварной болезнью.
«Я надеюсь, что папа гордился мной, что его сын стал настоящим мужчиной», - признается Виталий. В прошлом танкист, Петр Васильевич сказал своему сыну перед отправкой на передовую: «Бойся, сынок, танка. Он бездушная смертельная машина». «Ты был прав, папа», - мысленно обращался к отцу Виталий после каждой заварушки.
Сегодня Виталий выполняет на СВО ключевую роль в инженерном обеспечении боевых действий, обеспечивая безопасность личного состава и способствуя выполнению боевых задач. Он - оператор-сапёр в разведывательной роте. «Без права на ошибку!» - такой девиз у саперов. Что входит в его обязанности? Саперы первыми идут в атаку, проделывая проходы в минных полях, и последними завершают войну, обезвреживая неразорвавшиеся снаряды и мины. Специальность сапера предполагает постоянный риск для жизни и не прощает ошибок. Поэтому варианта два: ты либо быстро учишься, либо быстро погибаешь. А каждая обезвреженная мина — как минимум одна спасенная человеческая жизнь.
Каждый день инженерные подразделения на освобожденных территориях обезвреживают взрывоопасные устройства, готовые навредить всему живому в зоне их поражения. Противопехотные, противотанковые мины, начиненные пластидом, растяжки, «лепестки», фугасные снаряды – далеко не полный перечень «сюрпризов» (на саперном сленге), с которыми приходится иметь дело…
PS. 27 июля герою этой истории исполнится 27 лет. Не будет красиво сервированного стола и праздничного торта со свечами: Виталий будет встречать день рождения там, за «ленточкой». Несмотря на молодой возраст, этот мужчина, закаленный войной, повидал многое.
«Что самое страшное и невыносимое в этом противостоянии? Конечно, терять братьев по оружию. Не могу забыть видеоролик, выложенный неприятелем в соцсети, который засняла вражеская «птичка». На нем мой близкий друг, с которым мы вместе уходили на СВО, подписывая контракт с Министерством обороны России. Раненный, он был окружен атакующими дронами. «Дёма», держись, наша группа эвакуации идет за тобой», - поддерживал по рации командир. «Не надо, я сам всё решу», - ответил ему 34-летний Дмитрий Молчанов, героически прощаясь с жизнью. Он не хотел, чтобы, спасая его, братья рисковали бы собственными жизнями», - в ярко голубых глазах Виталия читается нечеловеческая боль из-за гибели односельчанина, но он улыбается: «Прорвёмся!».
Автор: Ильмира Гареева.
Фото: из личного архива бойца.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа