Артист, режиссер, интересный человек
Кто любит наш лениногорский татарский народный драматический театр имени Рашида Шигапа, тот, конечно же, знает и Мадину Сафиуллину. Артистку, до последнего времени - режиссера, руководителя этого театра, Заслуженного работника культуры Татарстана, перешагнувшую восьмой десяток, и все еще и не потерявшую вкуса к жизни.
Выступает на сцене с пяти лет
Мадина апа родилась перед самой войной – 15 января 1940 года в с. Зай-Каратай, первые шаги, как артистка, сделала на сцене деревенского клуба.
«В послевоенное время деревня ожила, в клубе друг за другом стали показывать спектакли, играли наши, деревенские, были задействованы и учителя, ученики. И вот, когда в школе начали репетировать очередную пьесу Г.Камала «Кайниш», понадобилась героиня 5-6 лет. Через мою старшую сестру Анису пригласили меня. Первые пробы прошли в учительской. От меня требовалось с возгласом: «Папа» кинуться на шею моего сценического отца. И знаете, я без смущения и стеснения исполнила мою первую роль. Так театр вошел в мою жизнь навсегда, и все же после окончания школы выбрать профессию артиста как-то не решилась. Пошла в казанское медучилище, учиться на фельдшера-акушера, и думаю, правильно сделала, профессия медика - очень эмоциональная», - вспоминает она.
Когда пришло время распределения выпускников в различные медучреждения республики, оказалось, что вернуться в Лениногорск она не сможет – в тот год из нашего города не поступило заявки на фельдшеров. Что же делать? И она - творческая душа - попросилась на родину Тукая, чтобы пожить в тех местах, о которых поэт так много писал в своих произведениях. Поехала в село Атня, которое в ту пору входило в состав Арского района, сразу же нашла дорожку в местный театр. За 3,5 года успела побывать в деревне поэта - Тукай-Кырлай, в других местах: где-то как медик - по вызову (работала участковым фельдшером, операционной медсестрой), где-то - с театром и агитбригадой. Затем, как бы ее ни упрашивали остаться, вернулась в Лениногорск. Здесь днем работала в больнице, по вечерам, казалось, ноги сами несли ее во Дворец культуры.
На премьеру он непременно приходил со цветами
В Лениногорске она вышла замуж за парня, с которым вместе сидели за одной партой. Оказывается, все эти годы ее в родном городе ждала школьная любовь. Хатып Фатыхович во всем поддерживал супругу, гордился ее сценическими успехами.
«Когда дети были маленькие, я не выступала. Но когда они чуть подросли, к нам в дом пришел директор Дворца культуры Минсаит Зиен: «Отпускай уже свою жену в театр, ее место там, нам нужны талантливые люди…» Муж полюбил мои спектакли, наверное, еще и потому, что мы с ним играли на сцене школьного театра. Приходил на каждый мой спектакль. С нетерпением ждал премьеру. Все спрашивал: «Ну, когда премьера?» Непременно после спектакля дарил цветы», - поделилась актриса.
И с 1966 года до сегодняшнего дня ее жизнь - это и Дворец культуры, это театр. Уже первые роли ей принесли успех. На фестивале регионального театра в Альметьевске она удостоилась Диплома за лучшее исполнение женских ролей в пьесах «Бусагада» («На пороге»), «Язылмаган законнар» («Неписанные законы») Юныса Аминова.
В 1984 году за роли в спектакле Ангама Атнабаева «Ул кайтты» («Он вернулся») (реж. Рустэм Канафиев) ей и ветерану сцены Зяудату Гирфанову вручили ценные призы на сцене театра им. Г.Камала.
В 1989 году произошло радостное событие для всего театра, Дворца культуры и культурной жизни района – самодеятельному театру дали высокое звание народного.
«В этом я вижу и особую роль режиссера Рашита Шигапова, который после работы в 1965-1966 годах в театре вновь вернулся в него. За 15 лет мы с ним поставили 14 спектаклей. Четыре из них записали на татарском радио. И заметьте, записывались без репетиции, режиссер радио говорил: «Я однозначно верю в успех Рашита Шигапова» - поделилась Мадина Мингареевна.
Успехи в столице Татарстана
Уже сама став режиссером и руководителем театра, Мадина Сафиуллина сохранила прежние традиции, много сделала для того, чтобы театр был узнаваемым на уровне республики. Спектакли «Эгэр кичерэ алсан» («Если сможешь простить»), «Кызлар капкыны» («Капкан девушек») успешно прошли на казанской сцене. В этих постановках были задействованы такие «звезды», как Энже Мусина, Ильмира и Назила Алишевы, Флера Тахаува, Рафис Сулейманов, Марсель Зарипов, Назип Шарифуллин, Азат Хайруллин, Нияз Гареев, Лилия Фарзетдинова, Салих и Лена Хаметзянова, Язгуль Хаева К ним, всем другим артистам, а также Гузель Валиулловой, обеспечивающей музыкальное сопровождение постановок, Мадина Сафиуллина испытывает особую благодарность и признательность.
Большой успех ей принесло озвучивание стихотворений на татарском радио из первой книги Рамзии Габдулхаковой «Кар остендэ милэшлэр» («Рябины на снегу»). Удивительные стихи нашли отклик у радиослушателей. Успехи на радио Татарстана продолжились.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа