Аудиал, визуал, кинестетик: кто ваш малыш?
У каждого из нас свое уникальное восприятие мира, однако в зависимости от ведущего канала восприятия всех людей можно разделить на три большие группы – это так называемые модальности. Тех, кто получает информацию из окружающего мира в основном посредством зрения, называют визуалами, с помощью слуха – аудиалами, ну а тех, кто больше пользуется осязанием и другими ощущениями, называют кинестетиками.
В первые месяцы после рождения всех без исключения малышей можно отнести к кинестетикам, так как зрение и слух у них еще не успевают развиться хорошо, и им остается лишь трогать предметы и пробовать их на вкус. Однако со временем это чаще всего меняется. Разумеется, абсолютно чистых аудиалов, визуалов и кинестетиков не бывает, однако знать модальность своего малыша очень полезно, так как это позволяет гораздо эффективнее его воспитывать.
Визуал
Такой малыш любит рассматривать и показывать. Яркие цвета и интересные формы приводят его в восторг. Он обожает мультфильмы и детские фильмы с богатым визуальным рядом. Также он с удовольствием рисует и разукрашивает. Подрастая, он начинает отдавать предпочтение красивым – с его точки зрения – вещам. У него уже с раннего возраста есть любимая и нелюбимая одежда, а девочки-визуалы очень любят наряжаться сами и одевать кукол.
Если вы решите с ним поиграть, он, скорее всего, покажет вам свои любимые игрушки.
Если вы читаете ему вслух, он примостится рядом, чтобы видеть иллюстрации. Впрочем, часто можно даже не читать – картинки в книге могут занять его надолго и без текстового сопровождения. А еще больше от обрадуется красивому мультику.
Если к нему в руки попадет неизвестный предмет, он внимательно его рассмотрит, чтобы понять, что это такое и на что похоже.
Когда вы разговариваете с ним, он смотрит прямо на вас и чутко реагирует на ваши мимику и жесты.
Он лучше всего запоминает визуальные образы. Какого цвета было платье на соседской девочке, как выглядел автобус, на котором вы ехали, как дойти до магазина, где продаются его любимые пирожные. Такие дети обычно достаточно хорошо ориентируются в пространстве.
Чтобы эффективно взаимодействовать с таким ребенком, старайтесь не рассказывать ему то, чему пытаетесь его научить, а именно показывать. Активно пользуйтесь рисунками и другой графической информацией (например, когда изучаете алфавит или слова иностранного языка). Не ругайте его, если ему трудно дается понимание словесных инструкций. Обучению могут поспособствовать и яркие, красивые канцелярские принадлежности.
Аудиал
Такой малыш любит музыку и детские аудиокниги, легко запоминает мелодии и приходит в восторг, когда вы решаете почитать ему вслух. Он засыпает вас разнообразными вопросами, причем порой становится понятно, что сами ответы для него не так уж важны, он просто получает удовольствие от возможности говорить и слушать. Больше всего ему нравятся не самые красочные мультфильмы, а те, где больше всего разговоров, музыки, различных интересных звуков.
Если вы решите с ним поиграть, он с готовностью расскажет вам, чем занимается, прежде чем включить вас в игру. Даже играя в полном одиночестве, он чаще всего разговаривает со своими игрушками и комментирует происходящее. А с ровесниками он зачастую предпочитает разговоры и обсуждения активным действиям.
Если вы читаете ему вслух, он с удовольствием будет вас слушать. Для него это гораздо интереснее, чем разглядывать картинки в книжке. Читать ребенку-аудиалу обязательно нужно с выражением и по ролям, он тут же заметит халтуру.
Если к нему в руки попадет неизвестный предмет, он, скорее всего, спросит, что это такое и для чего нужно.
Когда вы разговариваете с ним, то можете заметить, что он далеко не всегда на вас смотрит, но вот слушает при этом очень внимательно.
Он лучше всего запоминает информацию на слух и узнает человека больше по голосу, чем по внешнему виду. Такие дети легко и быстро учатся говорить и с такой же легкостью запоминают на слух иностранные слова. Словарный запас у них богаче, чем у ровесников. Из-за развитого слуха от них бывает очень трудно что-то скрыть.
Чтобы эффективно взаимодействовать с таким ребенком, как можно больше разговаривайте с ним. Не ругайте его за корявый почерк, отсутствие должного старания при рисовании, раскрашивании, лепке, рукоделии и так далее. Зато попробуйте развивать музыкальные способности: наибольшее количество талантливых музыкантов и певцов можно найти как раз среди аудиалов. Предлагайте ему музыкальные инструменты – сначала детские, а затем и настоящие, разучивайте вместе песни и стихи. Удовлетворяйте его потребность в общении. Если во время занятий или игры фоновый шум заставляет его нервничать и отвлекаться, постарайтесь найти место, где он сможет сосредоточиться в относительной тишине.
Кинестетик
Такой малыш любит познавать мир именно на ощупь, несмотря на то, что со зрением и слухом у него все в порядке. Он не может жить без прикосновений, с удовольствием обнимается, гладит вас и позволяет гладить себя. Он любит двигаться, лазить, танцевать, делать что-то своими руками, с удовольствием исследует возможности своего тела. Ему бывает очень трудно усидеть на месте, пока в руки не попадет что-то интересное.
Если вы решите с ним поиграть, он с готовностью включит вас в игру, предложив какие-то активные действия. Например, предложит построить дом из конструктора.
Если вы читаете ему вслух, он может ерзать, двигаться или изображать услышанное, потому что для него это будет единственным способом не отвлекаться. Впрочем, возможно, он будет сидеть тихо, прижавшись к вам.
Если к нему в руки попадет неизвестный предмет, он попытается разобраться, как им пользоваться, опытным путем. Незнакомые игрушки он больше любит ощупывать, чем рассматривать, а лучший подарок для него – конструктор, мягкая игрушка или что-то с большим количеством сложных деталей.
Когда вы разговариваете с ним, он чаще всего активно двигается, жестикулирует, не отрывается от увлекшего его занятия. Впрочем, он может также искать телесного контакта с вами.
Он лучше всего запоминает движения, которые ему уже доводилось выполнять, и быстро овладевает навыками, требующими хорошо развитого осязания и двигательной памяти. Если вы научите его играть мелодию на фортепиано, через несколько дней он может даже не вспомнить, как она звучит, но его пальчики без ошибок найдут нужные клавиши. А письму научиться для него проще, чем чтению.
Чтобы эффективно взаимодействовать с таким ребенком, совмещайте общение и движение и старайтесь как можно меньше сдерживать его, если он чем-то увлечен. Не отказывайте ему в физическом контакте – наоборот, чаще обнимайте, целуйте его, играйте с ним в игры, основанные на физическом взаимодействии (хотя бы в те же «ладушки»). Позволяйте ему изучать мир на ощупь и получать вопросы на свои многочисленные «почему?» опытным путем. Не запрещайте то, что напрямую не угрожает его безопасности (например, играть дома с водой), покупайте самые разные развивающие игрушки. Посещайте вместе любые музеи и выставки, где экспонаты можно трогать руками. Отлично подойдет, скажем, контактный зоопарк. Во время учебы чем больше практических материалов у него будет, тем лучше.
Александра К.
Женщина и Город
https://pixabay.com/ru/ребенок-счастливы-развлечения-1241817/
https://www.ladyandcity.ru/articles/yasli_i_detskiy_sad/audial_vizual_kinestetik_kto_vash_malysh/
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа