Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
Я молодец? Конечно, похвала от мамы и папы — это приятно. Но если мы постоянно оцениваем любые действия ребенка, особенно привычными позитивными фразами-шаблонами вроде «умница» или «круто!», они скоро перестанут приносить пользу. Несмотря на наши благие намерения — ведь мы стремимся поддержать, вселить уверенность, помочь — такие высказывания побуждают детей перестать доверять своим собственным ощущениям, стремиться поменьше делать и поменьше напрягаться, когда задача становится труднее и нужно прикладывать усилия.
Эмоциональная похвала для детей может звучать и как выражение родительского ожидания: раз он сегодня молодец, значит, и дальше надо быть молодцом, поддерживать заданную планку. Или в желании снова ее услышать он будет стараться что-то сделать для вас, а не для себя: прочитал еще пять страниц, решил три задачки — мама и папа довольны. Все же родительское одобрение служит не для того, чтобы ребенок делал то, что нужно нам, лучше слушался или достигал все больших высот, а чтобы выразить ему свои любовь и поддержку. И как раз это можно сделать разными способами, так, чтобы оставить простор для вашего взаимодействия.
5 идей для похвалы
Похоже, ты очень старался. Решил задачку, пусть и не сразу? Забил гол (или почти забил)? Этими словами мы не просто оцениваем результат, а помогаем ребенку сосредоточить внимание на усилиях, которые он приложил, действуя. И которые вообще-то гораздо важнее результата! В следующий раз ему будет легче подступиться к непростой задаче, сосредоточиться на воротах противника или даже просто подмести пол. Неудачи — это не конец всему, это еще один шаг к успеху, так что стоит продолжать стараться.
Спасибо, что помог мне. Удобный и понятный ребенку способ выразить свою радость от того, что вы вместе участвовали в каком-то деле: убрали игрушки, выбрали для бабушки подарок или помыли посуду. Этими словами вы показываете, что цените то, что он делает, вам это важно, и в следующий раз это станет мотивацией для ребенка.
Ты сделал это! Ребенку сразу понятно: вы заметили, что сейчас с ним происходит. Он сам смог раскачаться на качелях, завязать шнурок, собрать конструктор. Вы не даете оценку тому, что произошло, зато однозначно показываете, что вы рядом, и вам важно, что он справился с чем-то. Можно еще уточнить, как он сам оценивает результат, готов ли делать это снова, с какими трудностями столкнулся и как преодолел их?
Что тебе понравилось? Если вам нужно оценить и отметить действия ребенка, начните с вопроса про положительные стороны происходящего. Например, вы ходили в поход, он устал, но все-таки дошел до привала без капризов? Спросите, что в этот день случилось хорошего, что его порадовало, доставило удовольствие. Видел белку, поделился с другом водой, был доволен, когда смог отдохнуть. Получается, он похвалил себя сам, а вы просто немного помогли.
Вижу, ты выбрал красный пластилин. Хороший вариант реакции, когда ребенок показывает картины или поделки. Он призывает вас посмотреть на свою работу не для того, чтобы вы сразу выразили восхищение (или, что хуже, раскритиковали), а чтобы вступили с ним в диалог. Попросите его рассказать о творческом процессе: пусть он сам вам объяснит, какая это картина (может быть, он хотел, чтобы она получилась пугающей, а не красивой?), как он над ней работал, почему решил выбрать тот или иной вариант. Таким образом вы предлагаете ребенку самому оценить, что получилось, мысленно пройти путь от намерения до результата. Это поможет развивать и фантазию, и уверенность в себе!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа