Как противостоять уловкам продавцов и покупать только нужные вещи
Если вам доводилось переезжать в другую квартиру или дом, то вам знакомо удивление, которое каждый из нас испытывает, видя количество вещей, скопившихся у него за последние годы. Когда всё это «богатство» извлекается из коробок, достаётся с полок, снимается с вешалок, то остаётся лишь диву даваться, когда вы успели всё это купить, сколько денег отдали и почему так редко используете.
Чем плох неумеренный шопинг
Казалось бы, что плохого в том, чтобы иметь много одежды, косметики, гаджетов и прочих вещей? Вдруг когда-нибудь пригодятся? Проблем тут несколько.
- Покупая ненужные вещи, вы тратите деньги, которые могли бы направить на более полезные статьи расходов: отдых, путешествия, новые впечатления, здоровье и образование.
- Неиспользуемые вещи – это потенциальный мусор, который ждёт, когда вы решительно отправите его прямиком в корзину. Дальше он окажется на одной из тысяч свалок и внесёт свою лепту в загрязнение окружающей среды.
- Поскольку экономика регулируется механизмами спроса и предложения, снижение спроса будет означать меньшие объёмы выпуска товаров, а вместе с тем – отходов производства.
- Лишние вещи захламляют ваше личное пространство, разрушают уют в доме, мешают сосредоточиться, отвлекают от дел. Бывало такое, что вы никак не могли найти нужную помаду в забитой косметичке? Или теряли любимую футболку под ворохом однотипных нарядов?
- Привычка покупать загоняет нас в замкнутый круг. Вы испытываете короткий прилив радости от покупки, который проходит уже через несколько дней, а то и часов, заставляя вас снова рыскать по сайтам интернет-магазинов или гулять по торговым центрам. Выброс «гормона радости» при покупке быстро формирует привычку, и вскоре организм начинает требовать очередную «дозу». Согласитесь, не очень приятно, когда ваше хорошее настроение зависит от длины магазинного чека.
- Если вы решили обходиться минимальным количеством вещей, то сможете позволить себе купить дорогие и качественные товары, которые будет приятно использовать. И наоборот, скупая тонны вещей на распродажах, вы испытываете разочарование, когда платья и юбки приходят в негодность после первой стирки, а детские игрушки ломаются после пары дней игры.
Итак, разумно и дальновидно покупать только действительно нужные вам вещи, которыми вы точно будете пользоваться не один месяц и не один год. Однако такое поведение покупателей не выгодно торговым сетям и брендам, так как их доходы снизятся.
Уловки продавцов и способы борьбы с ними
Задача продавца – сделать вас «причастным» к товару. Попробовать одну ягодку, примерить платье, нанести на руки капельку крема, брызнуть духи на запястье. Это даёт сотруднику магазина несколько преимуществ.
- Вы пробуете товар и отмечаете его хорошие качества.
- Вы «знакомитесь» с товаром, он для вас не просто один из сотни на прилавке, а уже чуточку «родной».
- Продавец обязательно спрашивает: «Нравится?» Не каждый из нас сможет без тени смущения ответить: «Нет».
Выход прост: вас ни к чему не обязывает дегустация или примерка. Ваше вежливое, но твёрдое «нет» не обидит адекватного продавца.
Ещё один приём – комплименты. Если в магазине восхищаются вашим вкусом, познаниями в технике, умением выбирать продукты, знайте: это неспроста. Не поддавайтесь на лесть и сохраняйте способность трезво мыслить.
Консультант уделил вам время, приносил вещи в примерочную или ходил на склад за нужной техникой? Многие из нас чувствуют себя обязанными купить хоть что-то в ответ на его услужливость. Это неверно. Человек выполнял свою работу, и если ваши просьбы были в разумных пределах, то повода для обиды у него не будет.
Хороший продавец – всегда чуть-чуть психолог. Он умеет воздействовать на наши эмоции и чувства – страх, стыд, тщеславие, сострадание. Знакомы вам эти или похожие фразы?
- «Все заботливые родители покупают детям такие конструкторы».
- «Это самая современная аудиосистема для машины – штучный товар. Для тех, кто разбирается».
- «Без таких смарт-часов ребёнка не найти, если он потеряется».
- «Часть прибыли мы перечисляем на благотворительность».
Работников торговли учат наблюдать за посетителями и предугадывать их мотивы и эмоции. Вот зашли мужчина в дорогом костюме и маленькая девочка. Отец явно теряется при виде обилия игрушек: возможно, он вообще впервые в таком магазине, потому что слишком много работает и редко проводит время с ребёнком. Тут можно сыграть на его чувстве вины и стыда, а также на желании компенсировать игрушками своё отсутствие в жизни дочери. И таких ситуаций множество, достаточно лишь быть наблюдательным и разбираться в людях.
Как противостоять манипулированию эмоциями? Перед самой кассой спросите себя, зачем вы покупаете эту вещь. Она вам действительно нужна сама по себе, или же вы хотите с её помощью унять свой страх или стыд, польстить своей гордости? Если чувствуете подвох, отложите покупку и уходите. Если дома вы поразмыслите и решите, что купить всё-таки стоит, всегда можно вернуться – не в этот, так в соседний магазин. Благо, дефицита сейчас нет.
Немало «фокусов» проделываются и с ценой. Если она высокая, то очень действенно будет написать рядом цену вдвое выше и зачеркнуть её. В итоге новая цена уже не будет казаться такой высокой.
Автор: Ксения Медведицкова
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа