Интересно, что само устройство внешне напоминает книгу. Один из двух экранов выполнен на основе технологии электронных чернил. Весят они не более 1,5 кг. Устоят ли классические учебники перед гаджетами? Как подобный переход может сказаться на психике ребят? И что в целом может угрожать здоровью школьников? Обо всем этом «КВ» беседуют с педагогом-психологом высшей категории МБОУ «Гимназия №3» Анной Минневалеевой.

- Анна Ивановна, прежде всего хотелось бы поговорить о здоровье учащихся в целом. На просторах интернета гуляют ужасающие данные, что более 60% школьников страдают эмоциональной неустойчивостью, глазными болезнями, заболеваниями позвоночника, желудка и т. д. Так ли удручающе все на самом деле?
- К сожалению, более половины учащихся действительно имеют проблемы со здоровьем. Причем в основном приобретают они эти болезни именно в школе, а затем в университете к ним добавляется еще несколько заболеваний, подчас уже более грозных. На здоровье студентов и школьников родителям, учителям, чиновникам надо обратить особое внимание. К примеру, ухудшение зрения к одиннадцатому классу отмечается чуть ли не у 80% ребят. Вспомните собственные школьные годы, когда к пятому - седьмому классу одни начинают ходить в очках или линзах, другие - с неправильной осанкой, опущенными плечами, третьи жалуются на боли в животе, утомляемость, частые головные боли. И это далеко не все недуги, не говоря уже о состоянии нервной системы, стрессах, испытываемых перед сдачей ЕГЭ.

- То есть психологическая нестабильность у школьников - явление нередкое?
- В последние годы на школьников ложится все больше ответственности. Помимо уроков они занимаются с репетиторами, посещают курсы иностранного языка, ходят в спортивные, музыкальные, танцевальные секции. Современные дети более продвинутые во всем. Подобные эмоциональные, физические нагрузки не всегда им по плечу. Завышенные родительские требования, желание взрослых реализовать за счет детей свои несбывшиеся мечты тоже играют свою роль. Вследствие перегруженности школьники впадают в депрессивные состояния, у них наблюдаются раздражительность, ухудшение настроения. Причем это не редкость в современных условиях.

- А что же будет, если введут электронные учебники?
- Тут важно понимать, о чем конкретно идет речь. Если мы говорим об учебных гаджетах, в которых будут ограничены определенные функции - выход в интернет, доступ к играм, развлекательным сайтам, тогда в этом есть смысл. Технологии прочно вошли в нашу жизнь, и, скорее всего, со временем нас ждет полное внедрение подобных устройств в образовательных учреждениях. Школьникам не придется надрывать спину, носить целую тонну книг, процесс обучения может стать более интересным. На уроках учащиеся смогут одновременно работать сразу с несколькими изданиями, пользоваться аудиоматериалами, в частности, на уроках иностранного языка. Однако я как психолог являюсь сторонником классических бумажных носителей. От них нельзя отказываться. А электронные гаджеты, я считаю, лучше использовать как дополнение.

- В чем электронное устройство уступает классическому учебнику?
- Во-первых, электронные учебники, что бы ни говорили их защитники, серьезно утомляют зрение учеников. Неверно говорить, что они не вредят глазам. Человек, долго смотрящий в монитор, реже моргает. В результате развивается синдром сухого глаза. Далее - яркость, цветность гаджетов, включенных для удобства на максимум, вызывают перевозбуждение сенсорных элементов сетчатки глаза, его утомляемость. Естественно, новые технологии - так называемые электронные чернила - могут быть безопаснее, более щадящими, но этот вопрос надо изучать.

Во-вторых, информация с электронного носителя дольше читается, хуже запоминается и усваивается. На эту тему проведено множество исследований. Они доказывают, что текст на бумаге воспринимается обучающимися значительно лучше. Рассказ, прочитанный школьником с гаджета, труднее завладеет его вниманием. В-третьих, тактильные ощущения от контакта с книгой, возможность перелистывать страницы позволяют нашему мозгу ощутить масштаб написанного - перемещаться мысленно по всему произведению, выстраивать ассоциативный ряд. Электронная книга в этом плане бедна. Школьники не смогут делать пометки на полях, выделять нужные им фрагменты. Наконец, отказ от классических учебников может негативно повлиять на тягу детей читать художественную литературу. Классическая книга играет важную роль в развитии логического и образного мышления ребенка, его фантазии и воображения, в формировании его представлений о мире.

- Переходный период всегда вызывает дискуссии. Любители новых технологий заявляют, что смена перьевых ручек на шариковые тоже пугала общественность. Может, это вопрос привычек?
- Говоря о таком серьезном преобразовании, нельзя ссылаться лишь на привычки. Хотя человеку действительно требуется минимум 21 день, чтобы приспособиться к изменениям, к примеру, к той же шариковой ручке вместо перьевой. Именно привычки порой перетекают в зависимость - человечество привыкло загорать, есть мороженое, лечить простуду каплями от насморка и т. д. Однако внедрение электронных учебников - вопрос не только привычки, но и безопасности наших детей. На то и нужны пилотные проекты, чтобы апробировать систему, понять ее плюсы и минусы перед введением в массовую практику. Развитие компьютерной грамотности важно правильно использовать. Появление электронных носителей вовсе не должно знаменовать отказ от бумажных.

- На Западе активно и достаточно успешно применяется практика внедрения гаджетов в массы, в том числе в школы. Почему для нас этот опыт может оказаться негативным?
- Мы все время оглядываемся на Европу, Америку, хотим перенять у них что-то новомодное. Однако именно зарубежные исследователи сейчас все чаще выступают с тем, что гаджеты оказывают высокую нагрузку на зрение, эмоциональное и психологическое состояние человека, особенно ребенка. Именно там внедрили электронные учебники и сами же начали отказываться от них. В погоне за новшествами мы рискуем вообще отучить детей читать и лишить их аналитического мышления.