Лениногорские вести

Лениногорский район

18+
2024 - год Семьи
Новостная Лента

Наркоз: Мифы и реальность

В чем отличие местного и общего наркозов? Действительно ли он сокращает жизнь? Сколько человек может находиться под наркозом? Ответы на эти вопросы во Всемирный день анестезиолога ИА «Татар-информ» нашло в отделении реанимации и интенсивной терапии Республиканской клинической больницы.

Сегодня во всем мире свой профессиональный праздник отмечают анестезиологи – люди, с чьей профессией мы, к счастью, встречаемся не часто, но хотим знать о ней как можно больше.

Начнем с того, что анестезия – это процесс снижения чувствительности всего тела, его части или искусственное введение человека в глубокий сон с полным обезболиванием. Анестезию подразделяют на общую и местную. Так называемый наркоз относят к общей анестезии. А тот же самый лидокаин – к анестезии местной.

Местная анестезия

Местная, или, по-другому, регионарная анестезия – это блокада периферических нервов, нервных сплетений или сегментов спинного мозга. Такой метод используется, чтобы прервать передачу болевого импульса от раны в головной мозг. Во время такого обезболивания человек всегда находится в сознании. Местная анестезия делится на несколько видов.

Инфильтрационная анестезия — это блокирование передачи импульса на уровне болевых рецепторов и мелких нервных ветвей. Такой метод используют хирурги самостоятельно, без анестезиолога. К примеру, при вскрытии панариция, фурункула или при удалении зубов.

«В списке местных видов обезболивания существует проводниковая анестезия, то есть блокирование передачи импульса на уровне ствола нерва или нервных сплетений. Мы чаще всего используем как раз таки такой вид анестезии. К примеру, при необходимости полностью обезболиваем плечевой сустав», – рассказал заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии № 4 РКБ Руслан Гилялов.

Можно также при необходимости полностью обездвижить и обезболить человека «по пояс». При спинномозговой анестезии медики вводят анестетик в пространство между твердой и паутинной оболочками спинного мозга. Препараты в этом случае действуют три-четыре часа.

«Существует еще и эпидуральная анестезия — блокирование передачи импульса на уровне корешков спинномозговых нервов. Такой вид обезболивания используют во время родов. Это не анестезия, а анальгезия. Там подбирается концентрация препарата таким образом, чтобы не вызвать мышечную слабость, чтобы женщина могла активно тужиться, участвовать в родовом процессе. Это совершенно безопасно», – добавил анестезиолог-реаниматолог.

В среднем в Центре травмы Республиканской клинической больнице в год проводится около шести тысяч анестезий. Из них, по словам врачей, примерно 70 процентов – это варианты регионарной анестезии.

Общая анестезия

Общая анестезия делится на три вида: ингаляционная, внутривенная и смешанная.

Вообще, история наркоза в мире началась именно с ингаляционного метода обезболивания. В 1846 году в бостонской клинике США Уильям Томас Грин Мортон провел первую удачную публичную демонстрацию эфирного наркоза при удалении подчелюстной опухоли. В России врач и ученый Николай Иванович Пирогов применил эфирный наркоз во время операции в феврале в 1847 года.

Раньше эфир, а позже и другие ингаляционные анестетики были единственным способом для врачей провести операцию пациенту не в сознании и относительно безболезненно. Сегодня же газ в чистом виде применяется редко.

«Газ поступает к пациенту ингаляционным путем. Человек засыпает и пребывает в этом состоянии до окончания оперативного вмешательства. В чистом виде ингаляционная анестезия уже практически не проводится, только, пожалуй, в детской анестезиологии. Как правило, анестезия сегодня комбинированная – препараты вводят и ингаляционным путем, и внутривенным», – отметил Руслан Гилялов.

По словам анестезиолога, любая анестезия сегодня – многокомпонентная. Процесс введения человека в состояние наркоза состоит из нескольких этапов.

«Во-первых, нам нужно отключить сознание человека, чтобы он погрузился в глубокий сон. Во-вторых, вводится сам обезболивающий препарат, потому что сон сам по себе не защищает человека от боли. Затем мы вводим препараты, которые воздействуют на вегетативную нервную систему. К примеру, уменьшают секрецию слюнных желез, предотвращают повышение температуры и так далее», – объясняет Руслан Гилялов.

Далее врачи вводят, также внутривенно, миорелаксанты – препараты, которые вызывают расслабление скелетной мускулатуры. Как правило, их применяют при любых серьезных операциях. Вместе с введением миорелаксантов человека подключают к аппарату искусственного дыхания. Такой комплекс анестезии проводится, к примеру, во время операций на грудной клетке и органах брюшной полости.

К слову, врачи вводят человека в глубокий медикаментозный сон – схожее состояние с наркозом – при тяжелых травмах. Это делается для того, чтобы центральная нервная система находилась под защитой.

«Сегодня мы можем протезировать практически все жизненно важные функции. Поэтому держать пациента в состоянии медикаментозного сна мы можем очень долго», – подчеркнул заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии № 4 РКБ.

Мифы

Существуют несколько мифов, которые возникли вокруг наркоза и анестезии в целом. Большая часть из них, по словам врачей, связаны с недостаточной осведомленностью населения.

К примеру, истории о том, что человек во время наркоза чувствует, что с ним происходит, и слышит разговоры врачей, казанский анестезиолог называл фантастикой.

«Когда пациент находится в состоянии наркоза, врачи и аппаратура постоянно следят за показателями жизнедеятельности. Существуют мониторы, которые оценивают частоту сердечных сокращений, концентрацию выдыхаемого углекислого газа, насыщение крови кислородом, артериальное давление, электроэнцефалографию, мониторинг глубины анестезии и так далее. Это полный контроль человека. Поэтому истории про то, что человек чувствовал что-то под наркозом, – из области фантастики или Голливуда, скорее всего», – поделился мнением Руслан Гилялов.

Бытует мнение о том, что наркоз сокращает жизнь. По словам врачей, сократить срок жизни или вовсе прервать ее может заболевание, но не анестезия.

«Говорить о том, что наркоз сокращает жизнь, я считаю, неправильно. Это заблуждение. Тем более если сравнить наркоз и саму операцию: кто-нибудь может сказать, что вреднее? Анестезия сама по себе, конечно, грубое вмешательство в организм человека. Но ведь анестезиология и существует как целая специальность поэтому. Анестезиолог оценивает риски, определяет оптимальные виды обезболивания, и он полностью отвечает за состояние пациента во время операции», – объяснил медик.

И самым главным, распространенным мифом среди пациентов и их родственников является теория о небезопасности наркоза для организма.

«Все виды являются безопасными для человека. Существуют, конечно, мнения о том, что анестезия вредит здоровью, но я считаю, что это пережитки прошлого. Люди просто недостаточно информированы. Адекватная анестезия никакого вреда организму не принесет», – добавил Руслан Гилялов.

Фото: Михаил Захаров

Автор материала: Валерия Белова

Подробнее: https://sntat.ru//zdravookhranenie/narkoz-mify-i-realnost/

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса
2VtzqxEDZTN