Загадки памяти: почему мы помним не только прошлое, но и будущее
«Плохая у тебя память, раз ты не помнишь то, что еще не произошло», — говорила королева Алисе в гениальных произведениях Льюиса Кэрролла. Оказывается, память — это не только про прошлое, но и про будущее.
Вот что пишет по этому поводу известный ученый, нейролингвист Татьяна Черниговская: «Память везде, включая кожу. Ваша кожа помнит, как это бывает, если ты ее обожжешь. Ухо помнит этот шуршащий звук, язык помнит этот неприятный вкус. Память везде. Но все-таки основное, ударное место, связанное с памятью, — это гиппокамп. Некоторое количество лет назад было показано, что еще есть кусочек внутри этого гиппокампа, который если нарушен, то нарушается не только «память назад», но и «память вперед». Никто никогда не говорил, что гиппокамп занимается будущим. Это область памяти. Однако люди, у которых нарушена эта зона, не в состоянии ничего вообразить. Вы им скажете: «Представьте себе, что вы уехали на Карибское море и гуляете там по островам». Это невозможная для них вещь. Хотя, повторяю, эта зона должна их назад тащить, а не вперед».
«Память не статична, — пишет автор бестселлера «Антихрупкость» Нассим Талеб. — Она подобна бумаге, на которой, по мере поступления все новой и новой информации, записываются новые тексты или новые версии прошлого». И будущего... Ассоциации — основа памяти — дают нам возможность заглянуть вперед. И чем ассоциативная память лучше, тем красочнее и смелее сначала воображаемые, а потом и реальные мечты.
Оказывается, ассоциация — это первый научный психологический термин. С него началась история психологии как науки. Ввел его английский ученый Джон Локк. А совсем уж впервые это понятие мы встречаем у Аристотеля. Древнегреческий философ говорил об образах, которые всплывают в памяти человека независимо от него самого по ассоциации. Аристотель не оценивал, не изучал это понятие, он просто констатировал факт, что такое бывает.
А вот Локк рассмотрел его уже как научный принцип. Ученый считал, что ассоциация — это неправильное сцепление идей, которое ведет к неправильному поведению. Он в своей работе описывал такой пример. Его друг объелся меда. Через два дня он тяжело заболел, болезнь с медом никак не связана. Но потом, когда он выздоровел, он мед есть не мог, хотя и понимал, что мед тут ни при чем. Ассоциация влияет на поведение человека, пишет Локк. Причем так сильно влияет, что его трудно изменить. Но это неправильное сцепление идей можно использовать для формирования правильного поведения.
Сейчас мы, конечно же, не думаем об ассоциациях как о неправильных сцеплениях идей, потому что они формируются в нашем мозге постоянно, это основа нашего мышления — любой целостный образ складывается именно по ассоциации. Если она не важна для человека, то связь через какое-то время распадается, а если важна, то остается.
Чтобы запомнить новую информацию, нужно сформировать отчетливую, сознательную ассоциацию с тем, что вы уже знаете. Всем нам с детства известны подобные техники запоминания. Например, мало кто помнит, как выглядят очертания России или Греции на географической карте. Если же попросить человека вспомнить очертания Италии, он без проблем воспроизведет их благодаря ассоциации с сапогом.
Авторы книги «Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти» Гарри Лорейн и Джерри Лукас выделили четыре правила, как запоминать по ассоциациям. Предположим, вам надо запомнить слова «самолет», «дерево», «конверт», «зонт».
1. Правило замены: подставьте один предмет вместо другого (например, представьте летящее в небе дерево, похожее на самолет).
2. Правило преувеличения (на ветках этого дерева вместо листьев висит не один конверт, а сотни или тысячи).
3. Правило нарушения пропорций (представьте, что огромный зонт закрывает ваше дерево с конвертами от дождя).
4. Правило действия (старайтесь вводить в ваши картинки движение, оно запоминается лучше, чем статичные образы, например, представьте, что ваше дерево-самолет вместе с огромным зонтом и конвертами танцует в небе).
Ну как, представили? Думаю, эта картинка нескоро сотрется из вашей памяти :)
А закончить я хочу опять словами Татьяны Черниговской, и не про память, а про гениальные произведения Льюиса Кэрролла: «Если кто давно «Алису» не читал, — а интеллектуальные настроения у вас имеются, — я вам очень советую ее читать заново. Это абсолютно гениальные книги. Кэрролл — просто тотальный гений. Все, что он там пишет, — это, во-первых, опережает его время примерно на 200 лет, а во-вторых, он поднимает все научные вопросы, о которых непонятно откуда он мог знать. Ну гений».
Автор: Виктория Шилкина
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа