Олег Шатов о том, как уберечься от дураков на дороге
У известного в Татарстане Олега Шатова несколько амплуа, но себя он называет прежде всего преподавателем. Любого ли человека можно обучать вождению, а также о том, как не попасть в аварию, он рассказал в интервью «АиФ регион». Мы решили его также опубликовать на страницах «Лениногорских Вестей» но уже в сокращённом виде....
У известного в Татарстане Олега Шатова несколько амплуа, но себя он называет прежде всего преподавателем. Любого ли человека можно обучать вождению, а также о том, как не попасть в аварию, он рассказал в интервью «АиФ регион». Мы решили его также опубликовать на страницах «Лениногорских Вестей» но уже в сокращённом виде.
- Как же уберечься от дураков на дороге?
- Есть общеизвестные правила, о которых водители знают, но не выполняют. Мотивировать человека выполнять то, что он знает, - одна из задач тренера. Например, все знают, что надо соблюдать безопасную дистанцию. Сколько? Мы предлагаем определять дистанцию в секундах. Т. е. ту точку, которую автомобиль впереди вас проезжает, вы должны проехать через 3 секунды, 2 секунды-минимум. «Ну это невозможно, кто-нибудь «влезет», - начинают нам возражать. А мы доказываем, что ничего страшного тут нет. Держать дистанцию намного выгоднее. Второй секрет - тронуться с задержкой. «Раз, два, три -поехали», т. е. на третьей секунде. Анализ ДТП на перекрёстках показал, что 90% их происходит в первые 3 секунды после смены сигналов светофора.
- Считается, что в Татарстане водители агрессивно ездят.
- Согласен. Чем дороже автомобиль, тем более хамское поведение у его владельца на дороге. У нас, как бы цензурно сказать, наплевательская манера езды. На людей, на правила, на других водителей. В Москве включить поворотник - это норма поведения. А у нас? Мы же в магазине не расталкиваем всех локтями, а спрашиваем: «Разрешите пройти»?». Но когда эти же люди садятся за руль...
ОБ АВТОШКОЛАХ
- Почему выпускники автошкол не приспособлены к езде в городских условиях ?
- Причин несколько. Хромает система подготовки педагогических кадров. На большинстве курсов повышения учат педагогике, психологии, но не вождению. Вот и обучают, кто во что горазд. К тому же и сами учащиеся виноваты - ищут, где подешевле, а качество, как известно, дешёвым быть не может. Да и нельзя в автошколе обучить всему, что известно в области управления автомобилем. Я поддерживаю идею ступенчатого обучения. Закончил автошколу - получаешь временные права на год. Через год сдаёшь зачёт. Следующий - ещё через пару лет. Хорошо было бы проводить экзамен и для водителей, давно получивших удостоверения - ведь ПДД меняются, а многие годами их не открывают.
- Сейчас некоторые предлагают выдавать права с 16лет...
- Я считаю, чем раньше начинать учить, тем лучше. В 7 лет надо приучать ребёнка к автомобилю, они впитывают всё как губка. Сорокалетних обучать уже тяжело.
- Любого человека можно научить водить?
- Считается, что есть 10% тех, кому это не дано, 10%, кому это дано от бога, и 80%, кому надо этому учиться. Но у нас большинство считают, что попадают в категорию тех, кому это дано от бога. Есть люди, которым лучше вообще не садиться за руль - они не могут сконцентрироваться, у них есть проблемы с координацией. Как известно, есть четыре психотипа. Так вот 75% водителей у нас - меланхолики. А это опасный психотип.
НЕ ХОЧЕШЬ - ЗАПЛАТИШЬ
- Городские власти часто предлагают неоднозначные инициативы - то запретить въезд в центр, то организуют платную парковку, чтобы освободить город от автомобилистов.
- Когда меня журналисты спрашивали о тех или иных инициативах, я, бывало, отвечал: «Хорошо». А потом, когда видел, как это воплощается в жизни, хватался за голову. Взять хотя бы идею с автобусными полосами. Я думал, для автобусов построят отдельные полосы, как в Голландии. А оказалось, у нас фактически украли половину дороги. Что касается парковок, мне непонятно, почему при строительстве домов не организуется адекватное количество парковочных мест. Почему не обязать застройщика? Крайними остаются автомобилисты.
Или отмена левых поворотов - идея отличная! Но почему повороты запретили, а мест для разворота не сделали? Иногда в поисках разворота приходится до 5 км по городу колесить! Мне сотрудник ГИ БДД как-то сказал: это нормально, как в Европе. Тогда давайте как в Европе сделаем нормальную разметку и знаки!
- Какие советы по вождению в зимний период вы дадите читателям?
- Неважно, зима или лето. Главное - уважать друг друга. Хороший водитель - это не тот, кто сам никогда не ошибается, а тот, кто может спрогнозировать ошибку другого и сгладить её.
Досье: Олег ШАТОВ Родился в Казани в 1964 г. Окончил КАИ в 1987 по специальности инженер-электромеханик. Помимо автоспорта любил джаз, плавание. Увлекался водным туризмом. Женат, есть сын.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа