Спасибо, родная, за всё!
Прошло 14 лет, но память о Виллюзе Галимовой жива: она продолжает жить в ее муже, детях, в пяти внуках, четырех правнуках – всех тех, кого так искренне и нежно любила эта удивительная, сильная женщина.
Чтобы помнили «Был обыкновенный ясный зимний вечер 1957 года. Этот день — 8 декабря, навсегда врезался в мою память до мельчайших подробностей: на длинной аллее в ярком свете фонарей – юная девчушка с необыкновенным именем Виллюза, которая стала моей любимой супругой на долгие 47 лет», — вспоминает мой собеседник, Назип Галимов, утирая набежавшие слезы.
«Её звали Виллюза», — снова произносит Назип Салихович. Ее имя он произносит по слогам, вкладывая нежность в каждую букву, видно, что его чувства не погасли с годами. Воспоминания того дня озаряют взгляд Назипа Салиховича, его глаза наполняются теплотой и светом: «Мой друг, Ринат Ахмадеев, сказал мне тогда: „Пойдем, я познакомлю тебя с моей одноклассницей“. Кто бы мог подумать, что с этого дня начнется череда самых счастливых лет в моей жизни. Мы встретили ее возвращающейся из школы рабочей молодежи, где она училась в девятом классе в вечерней смене. Мы шли по улице Тукая, о чем-то мило болтая, а я смотрел на нее во все глаза — сердце ёкнуло, да, это была любовь с первого взгляда. На тот момент мне было 19, Виллюзе — 16. С того самого дня мы стали встречаться, сначала тайком от родителей, так как она была слишком юной — я встречал ее и провожал до самих ворот. Виллюза жила в частном доме. Как сейчас помню, у них были большие ворота с массивными столбами. Мы стояли под навесом, мёрзли, но не могли попрощаться, оттягивая момент расставания».
К тому времени Назип окончил Бугульминское училище механизации и сельского хозяйства. 16 января молодого человека призвали в армию. Но эти полтора месяца знакомства настолько прочно связали пару, что уже на первой железнодорожной станции Рузаевка Назип пишет любимой первое письмо. Учеба в школе авиамехаников военно-морской авиации, а затем служба в Белоруссии на целых три года разлучили Назипа и Виллюзу, и в то же время стали мощной проверкой их чувств. В перерывах между ремонтом, контролем показателей приборов и годности бомбардировщиков, Назип пишет возлюбленной письма, а Виллюза ждет своего солдата, каждый раз, волнуясь, проверяет почтовый ящик, а затем украдкой от родителей, отвечает на каждую строчку красивым крупным почерком. Назип «до дыр» зачитывал драгоценные письма, хранил бумажные листочки возле сердца. Забегая вперед, скажем, что после свадьбы чета Галимовых случайно уничтожили скопившуюся за три года гору писем, о чем потом оба сожалели. И сегодня, вспоминая об этом, Назип Салихович укоризненно качает головой.
Чувства молодых крепли, родители Виллюзы не догадывались, что их дочь пишет письма солдату, здесь девушку покрывала бабушка, которая знала о секрете своей внучки. «Виллюза рассказывала мне о том, что эби помогала ей прятать мои письма», — улыбается Назип. Вернувшийся возмужавший и повзрослевший Назип 16 ноября 1960 года устраивается на работу в нефтяную организацию слесарем с зарплатой в 65 рублей, получает комнату в общежитии. К тому времени Виллюза работала секретарем в пищевом комбинате. В апреле 1962 года Назип получает комнату в бараке. Воду приходилось носить из колодца, отапливалась комнатушка дровами, но именно эти неказистые без удобств четыре угла стали первыми родными стенами для молодой семьи Галимовых.
А вот как состоялось их авантюрное бракосочетание Назип рассказывает со смехом и удовольствием. «Была суббота 8 августа. Мы вместе с друзьями Вилем и Светланой шли по улице мимо ЗАГСа, решили зайти и узнать ближайшую дату, на которую можно записаться на регистрацию брака. Сотрудница отдела ЗАГС оказалась хорошей знакомой родителей Виллюзы. Она и говорит: „А чего тянуть, давайте я вас прямо сейчас и зарегистрирую!“. Мы переглянулись и с радостью согласились. Так буквально через пять минут мы стали законными женой и мужем, а друзья уже сбегали в цветочный ларек — вручили нам букет. Счастливые, мы вышли из ЗАГСа и тут же встретили родственника Виллюзы. Ильшат абый проезжал мимо нас на Волге и остановился узнать причину нашего веселья. Узнав, что мы поженились, он вызвался организовать «свадебный банкет»: он накупил в столовой пирожки, шампанское и привез нас на лесную поляну. „Вот это и будет ваша свадебная поляна!“ — сказал он тогда. Вот так мы и отметили наше бракосочетание! А потом, сигналя, Ильшат абый привез нас к дому Виллюзы. Ее родители выбежали на шум из дома и были шокированы неожиданным известием о нашем бракосочетании», — вспоминает мой собеседник.
С такого веселого приключения родилась семья Галимовых. В 1963 году родилась дочь Светлана. На хрупкие плечи Виллюзы легла ответственность за воспитание ребенка. «Я работал, параллельно учился в техникуме. Жене приходилось нелегко: жизнь в бараке без удобств доставляла немало хлопот, нужно было и воды принести, и постирать, и кушать приготовить на электрической плитке. Но надо отдать Виллюзе должное: она стойко переносила все тяготы, никогда не жаловалась, всегда с улыбкой встречая меня с работы и учебы». В 1966 году барак снесли, семья Галимовых получила двухкомнатную квартиру. В 1968-м родился сын Рустем. В 1970 Назип Салихович получает предложение и становится старшим диспетчером в Ромашкинском районном нефтепроводном управлении, а спустя полгода становится заместителем начальника управления.
Коммуникабельная, общительная, Виллюза Акрамовна не только сумела хранить многие годы тепло семейного очага, воспитать прекрасных детей, дать им высшее образование, но и стать успешной на работе: пользовалась уважением в коллективах, где она работала. Долгое время трудилась старшим бухгалтером профкома УПНП и КРС, она сумела организовать свою работу таким образом, что добилась отличных результатов: за многолетний, добросовестный труд указом Президента Республики Татарстан награждена многочисленными Почетными грамотами, удостаивалась Благодарственными письмами. В 1997 году ее проводили на заслуженный отдых.
«В марте 1988 года я стал начальником Ромашкинского РНУ. Это означало одно: я круглые сутки пропадал на работе, вся забота о детях, их воспитание, обучение, хлопоты по дому легли на плечи жены. А в мае у моей любимой Виллюзы диагностировали страшную неизлечимую болезнь — рак», — эти слова даются Назипу Салиховичу непросто, глаза наполняются слезами. Целый год он разрывался между Лениногорском и Альметьевском, между семьей и работой, где, как директор — не мог оставить пост, ведь ему доверили руководство огромным коллективом. Бывало, плакал от бессилия против проклятой болезни, забиравшей силы его жены. Бесконечные процедуры химиотерапии выматывали Виллюзу, побочные явления после таких вмешательств отнимали жизненные силы, расшатывали нервную систему. «Жутко вспоминать ее возращение из Казани, где она проходила „химию“. Тошнота и полное отвращение к пище, слабость и утомляемость преследовали ее и изводили. 21 год Виллюза боролась с болезнью, преодолевала трудности, терпя сумасшедшие боли», — рассказывает Назип Салихович. В то непростое время большую помощь оказали родные Виллюзы — Луиза и Фарид Мухаметшины, которые жили в Казани. «Спасибо им большое, они поддержали. А Луиза взяла на себя самую трудную часть по уходу за Виллюзой», — рассказывает Назип Салихович.
Камилла Сайфеева, дочь Светланы вспоминает: «Бабушка — герой, светлейший человек для меня. Восхищаюсь ею. Мне казалось, люди не могут быть настолько сильными и идеальными. Было чувство, что рядом со мной всё это время находился Ангел во плоти, принявший человеческое обличие. Моя бабушка — боец. Она болела тяжелым недугом, но боролась, старательно лечилась, при этом сохраняла абсолютное спокойствие и всегда была радостной или же старалась казаться таковой. Её лишь иногда выдавали бледная кожа и измученное выражение лица. Несмотря ни на что, она старалась улыбаться, жила ради всех нас. Возилась с внуками, хлопотала по дому, работала в саду. Была лучшей бабушкой на свете. Такой теплой и живой, что даже было трудно поверить в ее страшный диагноз, ведь она никогда ни на что не жаловалась...».
4 апреля 2009 год — на 68 году жизни сердце Виллюзы Галимовой сделало последний удар... «Горе сковало меня, я не мог встать, онемел язык. Я очутился в больнице, потом потихоньку восстановился, – вспоминает Назип Салихович, – А сердце по-прежнему болит и сегодня...» Прошло 14 лет, но память о Виллюзе Галимовой жива: в ее муже, детях, в пяти внуках, четырех правнуках, всех тех, кого так искренне и нежно любила эта удивительная, сильная женщина.
Ильмира Гареева.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа