Надежда Климанова – педагог, ученый, новатор
Гордость Лениногорска
Человек, влюбленный в детей — так характеризуют Надежду Климанову коллеги. В эти дни Надежда Михайловна — отличник народного просвещения РСФСР, заслуженный учитель школы РТ, кандидат психологических наук, человек, внесший значительный вклад в становление и развитие дошкольного воспитания в Лениногорске и Татарстане — отмечает свой 70-летний юбилей. Чем запомнились эти годы? Какие люди встречались ей на пути? Что было главным в ее жизни? — на эти и другие вопросы мы попросили ответить юбиляра в эксклюзивном интервью корреспонденту «ЛВ».
— Надежда Михайловна, Вы родились в Буинске, родным для Вас стал и Лениногорск. Скажите, как Вы оказались в нашем городе, и как начинался здесь Ваш путь в педагогику?
— Я справедливо считаю себя лениногорцем, а город — второй своей родиной. С детства мечтала стать учительницей, поэтому после окончания средней школы имени Луначарского в городе Буинске, поступила на очное отделение историко-филологического факультета Казанского государственного педагогического института.
На четвёртом курсе вышла замуж за Шамиля Хайрутдинова, которого после окончания спортивного факультета КГПИ направили в Лениногорск, в плавательный бассейн «Юбилейный» НГДУ «Лениногорскнефть». В 1972 году я приехала в Лениногорск к супругу и начала работу методистом в городском отделе народного образования под руководством талантливого педагога Николая Николаевича Степанова, которого считаю очень грамотным и демократичным управленцем, он своей интеллигентностью, высокой культурой труда и спокойным характером вызывал доверие и уважение. Отлично знавший свой предмет — русский язык и литературу, отличался высокой эрудицией и работоспособностью. Был в курсе успехов и проблем, семейных дел каждого школьного учителя, директора школы, был примером для подражания.
В то время в штате гороно было лишь два специалиста, занимающихся непосредственно образовательной работой: инспектор школ А. Т. Капцилович и заведующая методическим кабинетом В. Д. Нигматуллина.
Поскольку объем работы в отделе был значительным, видимо, поэтому меня приняли на работу, поручив курирование воспитательной работы в школах. Не имея опыта, изучая литературу по школоведению, перенимая опыт коллег, я постепенно освоилась с порученным делом.
Знакомство с директорами школ №№ 7, 8, 3, 5 Алексеем Ивановичем Елизаровым, Геннадием Георгиевичем Шошиным, Назифом Габдрахмановичем Фатхуллиным, завучами школ № 10, 6, 3 Кларой Гатаулловной Гадельшиной, Галиной Михайловной Филипповской, Галиной Сергеевной Коноваловой, Маргаритой Ильиничной Ивановой, Людмилой Анатольевной Фроловой, организаторами внеклассной работы школ № 2,7,8,10 Анной Ивановной Южаниной, Ниной Петровной Выдриной, Ниной Васильевной Евстигнеевой, Зинаидой Александровной Харлановой, методистом Дома пионеров и школьников Раисой Никитичной Емельяновой послужило многолетнему творческому сотрудничеству.
— На что делался акцент в сфере образования в те годы?
— Большое внимание уделялось воспитательной работе. Широко развернулась в республике и, соответственно, в городе, работа с учениками в микрорайонах (сводные отряды, кружки и дворовые клубы по интересам при домоуправлениях, клубы выходного дня для трудных подростков и т.д.). Успешно функционировал городской клуб «Человек и закон», возглавляемый помощником прокурора Ильей Давыдовичем Штейнворцелем и директором библиотеки, депутатом Раисой Ивановной Добрыниной. Благодаря их участию в общественной жизни города, улучшилось качество работы в школах и внешкольных учреждениях.
На меня были возложены и обязанности инспектора городского отдела образования по охране прав детства. Опека, усыновление, устройство в детские дома, участие в судебных заседаниях по вопросу лишения родительских прав потребовали юридических знаний по семейному праву. Поступление на вечерний факультет университета марксизма-ленинизма, лекции и практические занятия И. Д. Штейнворцеля позволили получить необходимые знания.
Побывав на курсах повышения квалификации в Казани, выслушав лекции одного из московских лекторов Михаила Грачевского (отца Бориса Грачевского, редактора детского журнала «Ералаш»), узнала об опыте проведения в Москве праздников микрорайонов, улиц, дворов. Вернувшись с курсов, я поделилась своими впечатлениями и желанием организовать городской праздник двора.
Эту инициативу поддержали председатель горисполкома Михаил Николаевич Моряков и его заместители Анатолий Иванович Щеповских и Венера Константиновна Мадгазина.
И в 1977 году состоялся первый праздник двора в микрорайоне гостиницы «Нефтяник». К тому времени во многих дворах были благоустроены агитплощадки со сценой.
Много неравнодушных руководителей и жителей города приняли активное участие в подготовке и проведении праздника. Председатель профкома НГДУ «Лениногорскнефть» Ильгизар Харисович Гареев и начальник ЖКХ Маркел Павлович Кирдянов обеспечили чествование ветеранов войны и труда, вручили им подарки. Спортивные соревнования для детей и взрослых провел председатель горспорткомитета Михаил Васильевич Козлов. Конкурс рисунков на асфальте организовали сотрудники художественной школы под руководством ее директора Полины Петровны Неклюдовой. Большую концертную программу подготовили Дворец культуры (директор — М. З. Зиен), Дом пионеров и школьников (директор Анна Петровна Кузьмичева). Были привлечены городская библиотека, детская музыкальная школа, ЗАГС, редакция газеты «Заветы Ильича», отдел рабочего снабжения и другие учреждения и организации. Ярким моментом стало вручение заместителем председателя горисполкома Венерой Константиновной Мадгазиной молодым семьям путевок в детские ясли.
В следующем году вновь провели полюбившийся всем праздник двора — уже в микрорайоне школы № 4, спонсором которого стал завод ЖБИ, руководимый Нурисламом Шайхиевичем Шайхиевым.
Я рада, что уже 45 лет эта традиция в городе продолжается.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашей деятельности по дошкольному воспитанию, которому, как нам известно, вы посвятили тридцать лет из сорока, проработанных в городском отделе образования.
— В то время обеспечение малышей местами в дошкольных учреждениях, как и качество работы самих учреждений, оставляли желать лучшего: от родителей в горисполком шли многочисленные жалобы. Охват дошкольным воспитанием составлял 56%. Отсутствовали единые требования к выполнению госстандартов и целенаправленная методическая помощь сотрудникам детских дошкольных учреждений (ДОУ), к тому же контроль за их деятельностью был недостаточным. Чтобы как-то решать эти проблемы, в 1981 году, по результатам ходатайства в министерство образования РТ, в гороно появилась должность методиста по дошкольному воспитанию, на которую перевели меня. Курирование детсадов требовало новых знаний, я окончила заочно Московский государственный педагогический институт. Приобрела смежную специальность: «Учитель — логопед дошкольных, школьных и медицинских учреждений». Начала свою работу с перевода всех ведомственных детских дошкольных учреждений в единую сеть при гороно. До 1980 года функционировало всего 22 ДОУ — 4 детских яслей ЦРБ, 10 детсадов, находившихся в ведомстве нефтяников (НГДУ «Лениногорскнефть», НГДУ «Иркеннефть», УБР, ЦБПО по РБО), 4 ДОУ заводов (ЖБИ, ЛАМЗ, ЛПЗ, ГСМР), 2 д\сада СМУ 61, 2 ДОУ гороно. Одновременно начали работу по повышению профессионального уровня работников. Организовали цикл курсовой подготовки с приглашением специалистов Татарского института усовершенствования учителей. Создали дифференцированные городские методические объединения (ГМО) для всех категорий работающих (заведующих, методистов, воспитателей пяти возрастных групп, старших медсестёр, впоследствии при введении новых специалистов: педагогов-психологов, учителей-логопедов, преподавателей татарского языка, инструкторов по физвоспитанию и т.д.)
Впервые в республике мы внедрили новую форму повышения квалификации. Я назвала это школой передового опыта (ШПО). В течение 25 лет успешно действовали городские ШПО по интересующим педагогов темам, посещение занятий было по желанию (в отличие от городских методических объединений, которые все посещали в обязательном порядке). Функционировали школы передового опыта на базе лучших учреждений: «Укрепление психоэмоционального здоровья дошкольников» на базе ДОУ № 23 (руководитель ШПО Галина Николаевна Морозова), «Игровая экология» по авторской программе кандидата педагогических наук Рыжовой (рук-ль ШПО, методист я\с-начальной школы № 5 Евдокия Алексеевна Анисимова, «Воспитание трудолюбия» на базе ДОУ № 20 (рук. Антонина Николаевна Горбачева) — с использованием методики педагога-новатора М. Щетинина, «Формы и методы просвещения родителей. Организация университета педзнаний» — на базе ДОУ № 20 (рук-ль Валентина Александровна Тарханова) и другие.
При содействии заведующего отдела образования открыли одногодичный педагогический класс, за 3 года его работы большинство наших городских и сельских сотрудников ДОУ получило средне-специальное образование. Опытные заведующие, методисты читали лекции по методике обучения математике, развитию речи, природоведению, физическому воспитанию, вели педагогическую практику. И самой мне нужно было вести лекционную работу. Выбор пал на те предметы, которые изучались в предыдущих вузах: детская литература, практикум по русскому языку, выразительное чтение, анатомия, гигиена и санитария и т. д. После овладения средне-специальным образованием, воспитатели получали направление на заочное обучение в вузы.
С появлением учреждений нового типа, с перестройкой системы образования в стране, введением платных услуг в ДОУ возникла необходимость в знаниях менеджмента. Министерство образования РТ рекомендовало всем руководителям образовательных учреждений получить второе высшее образование. Я закончила заочно Восточно-Европейский институт по специальности «Менеджмент организации» в Ижевске.
При содействии заместителя главы Лениногорского района Марса Шариповича Исхакова открыли в городе филиал этого института, в котором выпущено 25 педагогов-психологов, 20 учителей-логопедов. 25 специалистов предприятий и учреждений города и района получили диплом «менеджмент организации», в том числе, половина руководителей дошкольных учреждений получили второе высшее образование. Специалисты-профессионалы, ученые из Казани, Ижевска приезжали на лекции, практические занятия. Некоторые предметы вела я, так как полученное образование по менеджменту позволяло это сделать.
— В эти годы были построены ясли и детские сады по новым проектам, вместе с этим наверняка модернизировалась и система воспитания?
— Да, в городе началось строительство яслей-садов для детей раннего, преддошкольного и дошкольного возрастов по современным проектам — №№ 5, 7, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32. В них оборудовали зимние сады, физкультурные залы, физио- и фитокабинеты, другие многофункциональные помещения для организации разнообразной деятельности воспитанников.
Заместитель председателя горисполкома Анатолий Иванович Щеповских поддержал нашу инициативу по открытию плавательных бассейнов — в детских садах №№ 5, 27, 29, 30, 31. Малыши были в восторге! Для обучения детей плаванию с 4-х летнего возраста привлекли по совместительству инструктором по плаванию Шамиля Валиевича Хайрутдинова, моего супруга, тренера-преподавателя бассейна «Юбилейный», работавшего по собственной авторской программе «Азбука плавания», ставшего победителем рес-публиканского конкурса авторских программ в номинации «Физическое воспитание». Организовали школу передового опыта на базе ДОУ № 5 для обучения начинающих инструкторов по плаванию. Впоследствии это учреждение приобрело инновационный статус: ясли-сад-начальная школа № 5 «Надежда».
По велению времени особое внимание уделялось открытию садов с изучением татарского языка. По просьбе жителей микрорайона ясли № 8 реорганизовали в национальный детсад № 33. Статус национальных приобрели сады №№ 3, 6, 22. Во всех других учреждениях открыли по одной группе для изучения родного языка детьми татарской национальности, ввели их в штатное расписание специалистов по обучению языку, организовали курсовую переподготовку, оборудовали кабинеты, оснастив прог-раммами и учебными пособиями.
Вместе с этим усилился контроль за работой дошкольных учреждений — ведь родители доверяли нам самое дорогое — своих детей. Были назначены общественные инспекторы-методисты, которые в составе комиссии под моим руководством участвовали во фронтальных и тематических проверках, итоги которых обсуждались на педсоветах и на заседаниях исполкома горсовета. Детским садам оказывалась необходимая методическая помощь.
Претенденты на должности руководителей детских учреждений тщательно отбирались. Образовательный уровень должен был соответствовать необходимым требованиям. Раз в пять лет руководители и все педагогические работники проходили аттестацию. Материал соответствовал Положению, этому способствовало мое участие в республиканских семинарах по аттестации, так как я несколько лет была секретарем городской комиссии. Мне приходилось не только готовить документы сотрудников ДОУ, но и заниматься проверкой аттестационных материалов учителей городских школ.
— По каким программам работали детские образовательные учреждения?
— В 80-е годы в стране активизировалась воспитательно-образовательная работа в ДОУ. На смену типовой программе пришло множество авторских программ («Детство», «Радуга», «Золотой ключик» и др.) С возникновением необходимости в физическом развитии детей, а также их оздоровления, ученые совместно с коллективами ДОУ стали создавать программы по сохранению здоровья малышей. Мое участие на Международном съезде валеологов в Санкт-Петербурге послужило началом опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ — начальной школе № 5, садах №№ 23, 27 под руководством профессора, доктора психологических наук Льва Аболина. В результате родился проект «Детский сад, содействующий здоровью», получивший 1 место на Республиканском и Всероссийском конкурсах авторских программ и проектов.
Выступления с докладами на научно-практических конференциях в Москве, Калуге, Саратове, Йошкар-Оле, Перми, участие в многочисленных конкурсах авторских программ и пособий в РТ и России, публикация научных статей в центральных журналах («Дошкольное воспитание», «Обруч», «Воспитатель детского сада», «Игра и дети»), выпуск 15 методических пособий, а затем написание и защита диссертации по двум смежным специальностям — «Эмоциональная саморегуляция игровой деятельности как фактор психосоматического здоровья дошкольников» с присвоением ученой степени кандидата психологических наук увенчались награждением дипломами во всероссийских конкурсах «Лидер в образовании», «Лучший муниципальный служащий».
— Я знаю, что ваши материалы часто размещались на страницах газеты «Заветы Ильича», выпускали сами газету «Дошкольный вестник» с опытом работы детсадов. Интересно, как вы пришли в журналистику, литературу, как развивались на этом поприще?
— Любовь к литературе мне привил отец, который знал наизусть поэзию Пушкина, прозу Паустовского, любил творчество Есенина.
Желание писать пришло ко мне в школе. В КГПИ я состояла в редколлегии факультетской газеты «Ленинец». Не прошли бесследно и посещения заседаний литературного объединения при музее Горького, где познакомилась с творчеством поэтов Николая Беляева, Гарая Рахима и других. Кроме того, я закончила в 1971 году факультет общественных профессий (ФОП) на отделении журналистики КГУ и получила удостоверение «корреспондент-общественник».
В 70-80 годы выступала на страницах газеты «Заветы Ильича» с опытом работы образовательных учреждений города. Итогом моей журналистской, литературной деятельности стали сборники, выпущенные мной, а затем с педагогами ДОУ, где я выступала в роли рецензента и редактора. Все наши сборники, участвовавшие в респуб-
ликанских конкурсах методических пособий, авторских программ и проектов получали дипломы 1 и 2 степени. С годами совершенствовались мои способности в этой области. Я стала сочинять сказки для дошкольников, учила этому воспитателей. Известно, человек не может научить тому, чем не владеет сам.
По профилактике дорожного транспортного травматизма мы подготовили 2 пособия со сказками, песнями, стихами, играми «Дети и дорожное движение», «Светофор», изданные при содействии и на средства Фонда безопасности движения (директор Людмила Анатольевна Каменева).
Кроме того, для овладения детьми правил противопожарной безопасности, выпустили сборник авторских игр, упражнений, сказок под названием «Волшебной искры нить» (финансирование издания осуществило управление государственной противопожарной службы МВД РТ). Эти сборники распространялись по ДОУ на республиканских семинарах, проводимых в городе.
В выпуске сменной страницы газеты «Единая Россия»: Татарстан-Лениногорск», «Дошкольный вестник» нам помог Марс Шарипович Исхаков, в то время — секретарь партии «Единая Россия», руководителем Лениногорского фонда поддержки которой я была. Большинство сотрудников ДОУ являлись сторонниками партии «Единая Россия», активно участвовали в общественно-политической жизни города. На страницах газеты публиковался опыт работы передовых детских садов №№ 5, 7, 20, 23, 25, 27, 30, 32 — победителей различных смотров-конкурсов.
По результатам проверки отдела образования в 1987 году Министерство образования РТ предложило мне выступить на заседании коллегии по вопросу демократизации управлением дошкольными учреждениями. После моего выступления на коллегии (кстати, вопросы дошкольного воспитания ранее никогда не обсуждались, предпочтение отдавалось школам, средним и высшим учебным заведениям) министр Васыл Габдуллович Гайфуллин, высоко оценил представленную видеодемонстрацию, методическую выставку передового опыта и содержание доклада. В решении коллегии была отмечена ценность педагогического опыта и рекомендовано его распространение в масштабе республики. Я была удостоена звания «Заслуженный учитель РТ».
Заместитель министра образования Боговарова, неоднократно посещавшая Лениногорские ДОУ и школы, порекомендовала работать над подготовкой кандидатской диссертации. Работа над ее написанием шла 8 лет.
— Вы много учились, занимались самообразованием. Способствовал ли ваш пример повышению профессионального уровня дошкольных педагогов?
— Стали нормой различные формы работы с кадрами: ГМО, ШПО, дифференцированные консультации, конкурсы по профессии: «Лучший воспитатель», «Лучший методист», конкурсы на лучшее оформление территорий ДОУ и т.д. Педагоги стали проявлять интерес к психологии, использовать различные виды диагностик по определению знаний, умений и навыков у дошкольников разных возрастов. Я уделяла много внимания развитию литературных способностей педагогов. Многие стали сочинять детские сказки, придумывать дидактические и развивающие авторские игры.
Изучили формы и методы оздоровительной работы с дошкольниками. Познакомились с вариативными авторскими программами. Сами научились создавать программы, пособия, повысился профессиональный уровень воспитателей.
Радует, что у меня было много единомышленников и последователей. Это опытные руководители ДОУ Татьяна Николаевна Тимакова, Валентина Александровна Тарханова, Любовь Васильевна Пискунова, Галина Николаевна Морозова, Анна Петровна Демидова, Елена Александровна Нечваль, Светлана Сергеевна Орловская, Татьяна Александровна Денисова, Юлия Никоноровна Илюхина, Любовь Михайловна Мифтахова, Асия Хайретдиновна Гаязова, Ирина Николаевна Шамрай, Надежда Ивановна Абыденкова, Раиса Алексеевна Мальцева, Ирина Ивановна Горбунова, Любовь Семеновна Власова, Любовь Михайловна Садыкова, Наталья Владимировна Аглеева, Альфия Яхиевна Гимадеева, Марина Николаевна Сосункевич и другие. Лучшие методисты Евдокия Алексеевна Анисимова, Антонина Николаевна Горбачёва, Елена Юрьевна Кузьмина, Александра Сергеевна Мосолова, Елена Владимировна Башкирова, Екактерина Михайловна Михалёва подхватывали мои начинания. Пришли молодые инициативные заведующие: Эльвира Ильясовна Нуриахметова, Надежда Ивановна Загородская, Залия Ригельевна Шайдуллина, Гузель Адгамовна Галимова.
Я горжусь дошкольными педагогами, с которыми посчастливилось совершенствовать работу детских учреждений Лениногорска. Я благодарна заместителям председателя исполкома городского совета, курировавшим дошкольное воспитание, — Анатолию Ивановичу Щеповских, Ильдару Наилевичу Шамгунову, Фариту Шагитовичу Мусину, Венере Константиновне Мадгазиной, заместителям главы Лениногорского района и города — Марсу Шариповичу Исхакову, Надежде Михайловне Шалдаевой, Евгении Ивановне Рословой, председателю профкома отдела образования Станиславу Павловичу Демакину за содействие и поддержку в деле становления и развития дошкольного воспитания, модернизации дошкольных образовательных учреждений.
– А какие события, происходившие в жизни, оставили незабываемые впечатления?
— Мне удалось встретиться с первыми пионерами Лениногорска А.М. Матвеевой, М.А. Шалкиным, с известными учителями школы № 1 — К.С. Бублис, Л.И. Ануфриевой, В.С. Рассказовым.
Я побывала на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1985 г), Олимпиаде-80, Международном съезде валеологов в Санкт-Петербурге, куда я была приглашена доктором наук Колбановым. Его книга «Педагогика здоровья» с автографом напоминает о Петербурге, с достопримечательностями которого мне удалось не раз восхититься.
Участвуя в финале Всероссийского конкурса «Лидер в образовании» (2001 г.), мы побывали в Госдуме, наблюдали проведение заседания под председательством Грызлова, посетили рабочие кабинеты Зюганова, Жириновского.
Запомнились встречи с известными киноартистами — Чурсиной, Костолевским, Филиппенко и молодыми режиссерами.
Познакомилась с педагогом-новатором, доктором педагогических наук Е.А. Ямбургом.
Состоялось знакомство с работой частной школы — Центром театрального и музыкального образования Казарновского, где проходил финал Всесоюзного конкурса «Лидер в образовании». Из 160 отобранных на конкурс участников со всей страны, 20 человек участвовали в финале. Среди них были директора гимназий, ректоры институтов, председатели комитета по образованию и науке и т.д. В том числе, двое из нашей республики: доктор педагогических наук, директор центра повышения квалификации Бугульмы Ефремов и участница вашего интервью, представлявшая авторский проект «Детский сад, содействующий здоровью».
Тронул душу рассказ узницы одного из фашистских концлагерей в годы Великой Отечественной войны, лениногорской жительницы Ксении Андреевны Соколовой, приглашенной мной на классный час «ХЛЕБ — всему голова», будучи классным руководителем 6А класса школы № 10 (где я работала по совместительству). Ученики школы № 10 Ханжин, Ахметова, Айгров, посещавшие кружок выразительного чтения, победители городских конкурсов чтецов, ежегодно выступали с приветствием ветеранов войны, проникновенно читая «Реквием» Рождественского у монумента павшим 9 мая в День Победы.
Много впечатлений осталось от работы в школах №№ 6,10, где вела уроки русского языка и литературы и внеклассную работу.
– Надежда Михайловна, чем вы занимаетесь сегодня, находясь на заслуженном отдыхе?
– Читаю, люблю трудиться в саду-огороде, занимаюсь с учениками, проживающими в моем дворе. Много внимания уделяю внучке. Сочиняю сказки, пишу стихи.
Листок календаря
срываю снова.
Пусть дождь и грозы
природа посылает вновь,
Но в дуновенье ветра –
недосказанности слово,
А в паспорте – весна,
В душе – покой, надежда
и любовь…
– Надежда Михайловна, спасибо Вам за такое интересное и содержательное интервью. Поздравляя с юбилеем, мы желаем Вам здоровья, новых открытий, интересных встреч и творческого долголетия!
Интервью вела А. Габбасова.
Комментарии
Марина Сосункевич, председатель Лениногорской территориальной организации «Общероссийский Профсоюз образования:
– Надежда Михайловна – талантливый руководитель, внесла лепту в развитие дошкольного образования Лениногорска, подготовку лучших кадров. Под ее руководством я работала 13 лет, возглавляла один из детских садов города. Учила нас творчеству, пунктуальности, организованности, воспитывала нас целиком и полностью посвящать себя детям. Требовательная, принципиальная, не терпела равнодушия, безучастия. Сторонница всего нового и передового, всячески поддерживала внедрение инновационных методов воспитания, зажигала творческую искорку в каждом. Работать под ее руководством было ответственно. Не каждому дано оставаться всю жизнь верной выбранной в юности профессии. Надежда Михайловна посвятила образованию и воспитанию детей 40 лет свой жизни, и это заслуживает уважения.
Наталья Аглеева, заведующая детским садом № 19:
– Надежда Михайловна – новатор, организатор многих мероприятий, которые впервые проходили в Лениногорске. Под ее руководством начали проводиться конференции дошкольных работников. Это были яркие мероприятия, в которых были задействованы все дошкольные учреждения города. На них приглашались руководители района и города, городского отдела образования, почетные гости. Приезжали за опытом руководители образования соседних городов. Награждались лучшие работники, выступали дети. Готовились мы к этому событию очень долго, тщательно. Конференция становилась большим праздником для всех дошкольных работников. Кроме того, запомнился праздник цветов на стадионе, в котором приняли участие все детские сады города, проводился он по инициативе замглавы городской администрации Марса Исхакова.
Валентина Тарханова, заведующая детским садом № 20:
– Я себя считаю ученицей Надежды Михайловны, благодарна ей за многое. Всегда помню ее слова о том, если взялся за дело, значит, нужно выполнить его на отлично, в противном случае лучше совсем не делать. Под ее руководством на базе детского сада № 20 мы провели большое мероприятие - республиканский семинар по нравственно-трудовому воспитанию детей дошкольного возраста «Радость и труд – рядом живут», который получил высокую оценку Министерства образования РТ. Опыт был распространен среди дошкольных учреждений республики. Гостей тогда удивили своей мини-фермой, где наши малыши учились ухаживать за кроликами, курами, цыплятами – тем самым познавать окружающий мир, беречь его. Цыплят даже сами выводили в инкубаторе. Детям все это было очень интересно.
Залия Шайдуллина, заведующая детским садом № 30:
– У каждого из нас есть свой наставник с большой буквы. Для нас, заведующих дошкольными образовательными учреждениями, таким наставником стала Надежда Михайловна - именно тот человек, чьи профессиональные качества соответствовали самым высоким стандартам, любимой работе, детям она отдавала свое сердце. Благодаря ее рекомендациям и профессиональным советам, наш детский сад неоднократно становился призером республиканского конкурса «Красивая школа-2006» в рамках международного движения в номинации «Школа традиций», также победителем в республиканском конкурсе среди городских дошкольных образовательных учреждений Татарстана по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек-2004». Надежда Михайловна прошла путь не только становления, но и накопления педагогического опыта, творческого поиска, повышения качества работы всего дошкольного образования. Каждое направление дошкольников дышит и живет ее любовью.
Марс Исхаков, Почетный гражданин г. Лениногорска:
– Такие руководители, как Надежда Климанова, украшают наш город и республику. Она – руководитель-новатор, генератор идей, ищущий, стремящийся к новому и передовому. Гражданин, у которого всегда есть твердая жизненная позиция, свое видение всего происходящего. Сегодня наш легендарный Лениногорск видит результаты ее большого труда – ее воспитанники работают на благо города и района, Татарстана и России. В канун юбилея мы наградили Надежду Михайловну Почетной грамотой «Трудовая доблесть России». От всей души желаем ей здоровья, новых успехов, семейного благополучия!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа