Индивидуальный подход: как в Татарстане помогают детям мигрантов адаптироваться в школе
Более 50 детей иностранцев посещают курсы по русскому языку в школах РТ
С апреля во всех регионах России вступили в действие изменения в федеральном законе об образовании. Согласно поправкам, теперь детей мигрантов принимают в школы по результатам тестирования на знание русского языка. Необходимо также предоставить документы, подтверждающие законность их пребывания на территории России.
Всего в Татарстане с начала действия новых правил на поступление в школы заявились 554 ребенка, из них 524 были допущены до тестирования по русскому языку. 30 детей не смогли представить полный комплект документов. Успешно справились с тестированием 82 процента детей.
«Это показатель того, что большинство детей иностранцев уже долгое время проживают в России и общаются с русскоговорящим населением. Кроме того, часть из них посещали дошкольные образовательные организации в республике, где погрузились в языковую среду», – рассказал «Татар-информу» заместитель министра образования и науки РТ – руководитель департамента надзора и контроля в сфере образования Минобрнауки РТ Рамис Музипов.
Детей иностранных граждан допускают до тестирования только после проверки всех документов, подтверждающих законность их пребывания в России. Тестирование проводится в последнюю среду каждого месяца. Уже проведено шесть этапов. Задания подготовил Рособрнадзор для каждого класса начальной, основной и средней школы.
Уже на протяжении продолжительного времени в Татарстане дети иностранцев проходят социальную, культурную и образовательную адаптацию, заявил Музипов.
«Изменения в законе были приняты только в этом году, но это не означает, что дети иностранных граждан начали изучать русский язык только сейчас. Система обучения иностранных граждан для Татарстана не новая. А именно тестирование стало структурированным и единым по России», – подчеркнул он.
Замминистра образования и науки отметил, что и раньше для комфортной интеграции детей мигрантов в образовательную систему проводилась диагностика знаний русского языка.
«Где-то проводилось собеседование, а где-то – тестирование, применялись другие формы до начала приема в школу или уже после. Эта диагностика была разноплановой, и во всех школах она существовала. Претензий к этой модели не было, потому что она позволяет сделать незаметным вхождение детей иностранных граждан в наш социум. Методики давно сформированы, апробированы и подтвердили свою результативность», – заметил он.
С учетом результатов диагностики формировалась индивидуальная карта, или траектория развития ребенка. «То есть делался акцент на ускоренном восполнении дефицита знаний, чтобы быстрее погрузиться в языковую среду. В том числе для детей организовывались дополнительные кружки и секции», – добавил Музипов.
Достаточно одного часа дополнительных занятий в неделю, чтобы ученик, плохо владеющий русским языком, за три месяца освоил знания, которые необходимы ему по возрасту
В школах Татарстана, где обучаются дети мигрантов, есть свои методические наработки и механизмы социальной адаптации. Все зависит от количества иностранных учащихся, их возраста и уровня владения русским языком, рассказал замминистра образования и науки.
Например, в казанской школе №51 обучаются представители 15 национальностей, в том числе немало детей мигрантов. Поэтому уже более пяти лет в образовательной организации проводятся курсы по русскому языку.
Как показала практика этой школы, достаточно одного часа дополнительных занятий в неделю, чтобы ученик, плохо владеющий русским языком, за три месяца освоил знания, которые необходимы ему по возрасту.
«В школах, где меньше иностранных детей, занятия могут носить не групповой, а консультационный или индивидуальный характер. Если обучается один, два или три ребенка, тем более в разных классах, то нет смысла их собирать вместе. Достаточно заниматься с ними индивидуально», – пояснил он.
Кроме того, в течение всего учебного года дети иностранцев активно вовлекаются в школьные, муниципальные и республиканские мероприятия наряду со всеми учениками. При этом педагоги работают не только со школьниками, но и с их родителями. Эта работа включает индивидуальные консультации по развитию и воспитанию ребенка, профориентации, внешкольной занятости, участию в совместных мероприятиях.
Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia