Малоизвестные страницы войны. Воспоминания машиниста бронепоезда из Бугульмы
Никто из участников войны- железнодорожников Бугульмы и из городских ветеранов войны не воевали на бронепоезде.
Поэтому, думаю, рассказ машиниста бронепоезда, участника ВОВ, машиниста бронепоезда Кашапова Миннихузя Кашаповича буден интересен для читателей.
Кашапов Миннихузя Кашапович в 1936 году закончил ФЗО (железнодорожное училище на станции Бугульма), получил профессию токаря. Однако ему больше нравились паровозы. Несколько раз он обращался к руководству депо с просьбой «поставить его на паровоз» и добился своего - был переведён в помощники машиниста паровоза. Работая здесь, он самостоятельно подготовился и сдал экзамены на право управления паровозом, но ездить самостоятельно машинистом до войны ему не пришлось.
В июне 1941 года Миннихузя Кашапович был в очередном отпуске, поехал в Москву. Здесь и застала его война. Он рассказывал, что в Москве они с товарищем пошли в военкомат просится на фронт. В эти дни под Москвой, на станции Алабино, формировался бронепоезд. Видимо, не хватало паровозных бригад, и Миннихузя Кашаповича направили , как паровозника, в команду бронепоезда. Там его назначили машинистом паровоза бронепоезда. Так началась его служба.
Главным здесь был командир бронепоезда. Свои командиры были у путейцев, у артиллеристов и т.д. Поезд имел большую огневую мощь. Миннихузя Кашапович вспоминал, как ночами выезжали на огневые позиции, открывали шквальный огонь по заданным координатам. Быстро уезжали и маскировались. Немцы боялись бронепоездов, поэтому сразу поднимали в воздух свою бомбардировочную авиацию. Бывало, бронепоезд попадал под бомбёжку. По инструкции, в таких случаях вся команда уходила в укрытие, а машинист и командир оставались на бронепоезде - на своём боевом посту. «Не могу сказать, что было не страшно – страшно! Около горячего котла паровоза особенно, ведь здесь давление пара 14 атмосфер, и если бомба попадёт в котел - последствия были бы ужасными. К счастью, за годы моей службы прямого попадания не было. Самая трудная служба в команде бронепоезда была у путейцев. У них по нормативу в поезде находилось определённое количество шпал, рельсов и креплений. При каждой возможности с путейцами проводилась учебно- тренировочные занятия. По нормативу они должны были за 1 минуту пропилить и сломать рельс, просверлить отверстие для крепления. Не раз бывало, подъедем, обстреляем заданный район, и выезжаем оттуда. Путейцы должны быстро положить пути, мы заезжаем в лес, закрываем трубу паровоза, путейцы за нами быстро убирают пути. Так маскировались, что вражеские самолёты не могли нас обнаружить. Видимо мы неплохо работали.»
Кашапов Миннихузя Кашапович был награждён Орденом Красной Звезды и медалями. После окончания войны от имени коллектива поезда он был послан в Москву для участия в Параде Победы на Красной площади. За хорошую подготовку и проведение этого легендарного Парада награждён Благодарственным письмом И.В.Сталина. Сейчас этот исторический документ хранится в Краеведческом музее г.Бугульмы.
После окончания службы на бронепоезде Миннихузя Кашапович был направлен машинистом на работу в Среднюю Азию - водил поезда. Когда там набрали местные кадры, его в 1950 году отпустили домой, в Бугульму. Работал в депо машинистом до выхода на пенсию. К сожалению, моего друга уже нет в живых.
Ветеран железнодорожного узла Бугульмы Султанов К.Х.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа