ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ ПО РЕЛЬСАМ, ИЛИ КАК ОБЫЧНЫЙ ТРАМВАЙ МОЖЕТ СТАТЬ ТРАНСПОРТОМ ДЛЯ ЭКСКУРСИЙ ПО КАЗАНИ
Первый татарский диджей, засыпанные песками Квартала и храм с черепами. Об этом и многом другом рассказала гид проекта «Казань глазами инженера» во время поездки на обычном городском трамвае. Об истории домов и районов города, мимо которых вы проезжаете каждый день, в репортаже ИА «Татар-информ».
Богатейшая история Казани позволяет проводить экскурсии даже в обычном городском трамвае. Проезжая по маршруту, мы видим привычные нам дома, как новые, так и старые, церкви, мосты и административные здания. Но мало кто из нас задумывается, что было раньше на месте всех этих строений. Так, обычная поездка в городском транспорте вместе с экскурсоводом проекта «Казань глазами инженера» Ириной Гузельбаевой стала настоящим путешествием в историю.
Старт нашему историческому экскурсу был назначен на Привокзальной площади. Здесь, как всегда, многолюдно. Шум от колесиков дорожных чемоданов, сигналы оповещения о прибытии поездов и навязчивые таксисты всегда делали это место особенно живым и суетливым. А что было раньше? Рассказ экскурсовода перенес нас в прошлое.
«Начинаем мы с вами с площади Привокзальной и находимся рядом со старинным зданием железнодорожного вокзала, который появляется здесь в 1893 году. Тогда это место называлось Мокрой слободой, и были здесь соответствующие улицы: Первая Мокрая, Вторая Мокрая, Поперечно-Мокрая. Границы Мокрой слободы проходили с одной стороны по Булаку, с другой ограничивались Волгой, а с третьей сегодняшней улицей Межлаука. Здесь до сих пор сохранились остатки старинных домов, которые датируются 17–18 столетием», – рассказывает Ирина Гузельбаева.
Как мы узнали из экскурсии, название «Мокрая» слобода получила благодаря особенностям местности – территория здесь регулярно подтоплялась из-за разливов Волги. Постоянная влажность порождала неприятные запахи, которые не раз упоминали в своих воспоминаниях гости и жители города, в том числе Максим Горький.
На дореволюционных снимках можно увидеть, как вода доходила чуть ли не до стен кремля. Сложно представить, что там, где сейчас стоит ЦУМ и Центральный стадион, разливалась Волга, принося в город зловоние. Кроме этого, место считалось притяжением криминальной силы.
Глядя на исторические снимки, местность не узнаешь. Здесь некогда красовался Успенский храм, триумфальная арка, а улицы располагались совсем по-другому. Рассказывать о площади можно много, история сохранилась даже в изображении татарской красавицы на стене одного из зданий вокзала.
Закончив рассказ, экскурсовод пригласила нас к остановке, где, дождавшись трамвая номер 5, мы отправились в путь. Такой вид транспорта, как трамвай, появляется в Казани в 1875 году. Запряженные лошадьми кабинки были заменены на электрический транспорт спустя 24 года. Сначала по городу курсировало лишь 12 вагонов, скорость их не превышала семи километров в час.
Увлеченные рассказом, мы выехали на Кировскую дамбу.
«Кировская дамба была построена в 1849 году. Тогда на дореволюционных картах она обозначалась как «Дамба въ Адмиралтейскую слободу». По ней также ходила конка и электрический трамвай. Изначальная дамба была прямой как стрела – выходила с современной Московской улицы напрямик, через территорию нынешнего стадиона и шла к месту, где ныне находится перекресток улиц Серп и Молот и Клары Цеткин», – продолжала экскурсовод.
Когда проезжали по дамбе, справа от нас открылся вид на храм-памятник павшим воинам, известный всем казанцам.
«Здание появляется в 1823 году, но своей историей уходит к XVI веку. Здесь похоронены участники сражений 1552 года, погибшие при взятии Казани. Многие считают, что здесь расположена уникальная братская могила, где вероятнее всего покоятся воины как с той, так и с другой стороны. Поначалу там была деревянная церковь, а каменная появляется лишь в XIX веке и является ярким образцом архитектуры классицизма. Понять почему храм имеет такую форму нам помогает история архитектуры. Дело в том, что в конце XVIII – начале XIX века в европейском искусстве развивается мода на использование элементов искусства Древнего Египта. Это проявляется и в искусстве и архитектуре России, в позднем классицизме, в ампире. В рамках этого стиля и создан храм-памятник», – объясняет Ирина.
В здании действуют сразу два храма: в верхней части храм Спаса Нерукотворного, в нижней части – преподобного Ильи Муромца. Причем и нижним храмом сюрпризы не заканчиваются – внизу расположена подземная галерея, в которой можно увидеть ларцы с черепами воинов XVI века.
Трамвай, покачиваясь и стуча колесами, проехал Кировскую дамбу. Мы ехали среди небольших частных домиков. Оказывается, раньше здесь располагалась Грязь.
«Трамвай идет в окружении частного сектора. Но этот район похвастаться древностью не может – он известен скорее как Грязь, и только его жителям достоверно известно, где заканчивается Грязь и начинаются Низы, а за ними, соответственно, Пороховая слобода. До Великой Отечественной войны карты рисовали на этом месте пустырь, а люди жили на более возвышенных местах – слободы Ягодная, Кизическая, Гривка и Козья», – рассказывает гид.
Поселения Грязь и Низы отчетливо видны на немецкой аэрофотосъемке 1942–43 годов. На фотодокументах видны небольшие домики и «голые» участки без какой-либо растительности. Свое название населенные пункты получили опять-таки из-за особенностей ландшафта и затоплений Волги.
Трамвай уходит в туннель, оставаясь на уровне Грязи, – видно, насколько выше располагались более престижные земли Кизической слободы, где сейчас пролегает улица Декабристов.
«Справа, при выходе из туннеля, виден бассейн «Оргсинтез», а за ним находится парк Сосновая роща – старое кладбище Кизического монастыря, стоявшего на южной оконечности этой возвышенности. Нынешняя схема движения трамвая современная, а с 1937 года он ходил перпендикулярно и выше – по улице Декабристов в Соцгород от кремля», – поясняет Ирина.
Квартала и Савинка
Проезжая по проспекту Ямашева, трамвай уносит нас в район Кварталов.
«Мы движемся по проспекту Ямашева. Можно подумать, что вот тут-то мы уже поедем по местам, где город захватил, как это было со всеми большими советскими городами, куски окрестных полей и лугов, прорвавшись через пояс слобод, но это еще не так. Минув бывшую речку Комаровку, текшую по проспекту Ибрагимова, до остановки Мусина мы едем через бывший поселок Савиново», – рассказывает Ирина.
Город начал разрастаться здесь с 1920-х годов, но долгое время на его пути стояли топкие луга. Даже строительство Верхней Заречной дамбы не помогло осушить местность, и только гидротехника сыграла решающую роль в застройке этого района.
«Песок для засыпания здешних болот добывался земснарядом с акватории Волги и Казанки, углубляя фарватеры и создавая новые глубоководные участки, а баржи и пульпопроводы отправляли его в глубь берега, заливая квартал за кварталом. Дети из вновь построенных домов играли на намыве песка, и до сих пор передаются страшилки с реальным основанием о засыпанных пульпой и погребенных в толще намытого песка», – продолжала экскурсовод.
Сейчас о былых особенностях территории напоминают лишь небольшие озерца, вдоль которых любят гулять местные жители. Из окон трамвая мы наблюдали местные высотки и торговые центры, которые заполонили собой здесь все пространство, вытеснив болота, деревья и старые деревянные домишки Савинки. Тем временем трамвай приближался к стадиону «Казань Арена».
«До конца 90-х на месте стадиона и Дворца водных видов спорта располагались сады. Их стали вытеснять, выплатив небольшую компенсацию за дом и плодовые деревья. А на месте жилых домов и проспекта Ямашева располагались пустоши», – рассказывала гид.
Уже вошел в историю и понтонный мост, который когда-то соединял два берега, до строительства «Миллениума». А еще раньше здесь была организована ледовая переправа.
Первый татарский диджей Салих Сайдашев
«Остановка “Ветеринарный институт”», – объявил голос из колонок, и справа от нас показалась радиовышка.
«Горожанам оно почему-то больше сейчас известно как «глушилка» в Троицком лесу, радиостанция, наводившая помехи на иностранные радиостанции, в первую очередь на «Радио Свобода», хотя, несомненно, куда важнее ее “позитивная” история, ведь до появления частных радиостанций на частных радиомачтах, расположенных теперь в Верхнем Услоне, это было единственное место, откуда шло радиовещание», – вспоминает Ирина.
Возникновение вещающей радиостанции в Казани связано с деятельностью Шамиля Усманова. Радиостанция была открыта 7 ноября 1927 года на территории национализированной Новиковой дачи в Троицком лесу. Оставшиеся от здания дачи до сих пор находятся в недрах территории радиоузла, доступ куда как на режимный объект ограничен.
«За музыкальный контент некоторое время отвечал сам Салих Сайдашев. Историки даже говорят, что по этой музыкальной стезе Сайдашева можно назвать первым татарским диджеем», – с улыбкой рассказывает Ирина.
Трамвай пронесся мимо остановки «Академика Арбузова» и привез нас в Царицыно – еще один, вытесняющийся городом поселок.
«Мы едем по участку трамвайной линии, открытой в 1999 году к столетию Казанского трамвая. На тот момент это было одним из уникальных событий в истории страны. Открытие новой линии трамвая в 1990-е, как и открытие новой линии метро в 2005-м, было явлением необычным и знаковым. В момент открытия был проложен маршрут трамвая № 19 от Короленко до Приволжского рынка, а также длиннейшие на тот момент маршруты трамвая в стране», – объясняет наш гид.
Эти продолжительные маршруты под номерами 20 и 21 проходили через весь город – от центра по уже несуществующим сейчас линиям на улицах Татарстан, Пушкина и Ершова и далее шли до проспекта Победы. Замыкались они на Ямашева, где провозили горожан по также уже ушедшим в историю путям на Декабристов и Ленинской дамбе.
Проспект Победы, по которому проезжал наш трамвай, начал активно застраиваться в начале 1970-х.
«Микрорайоны Азино, через которые проходит проспект, родом из 1990-х и 2000-х, они построены по уникальной для тех лет программе переселения из ветхого жилья, в ходе которой практически полностью были отселены жители дореволюционных домов Вахитовского района, центра Казани. В детстве я стала ее свидетелем, живя на улице Вишневского. Соседей из бараков переселяли как раз в Азино, жителям частных домов предлагали выбор: переселение или денежная компенсация за дом», – вспоминает экскурсовод.
В Казани именно в этом микрорайоне были впервые построены "турецкие дома", строительством которых занимались иностранные фирмы.
Так наш трамвай достиг станции метро «Проспект Победы», где и завершилась наша экскурсия. Во время всего путешествия случайные пассажиры присаживались поближе – сначала из любопытства, а потом увлеченно слушали экскурсовода. Под стук колес мы проехали по старым слободам, поселкам и новым районам, погрузились в разные события города начиная с XVI века и до наших дней, заново узнавая, казалось бы, такую родную и привычную нам Казань.
Фото: Салават Камалетдинов, Елена Кривопатре, из архива Ирина Гузельбаевой
Автор материала: Елена Кривопатре
https://sntat.ru/obshchestvo/puteshestvie-vo-vremeni-po-relsam-ili-kak-obychnyy-tramvay-mozhet-stat/
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа