Самолет с историей: поисковики Татарстана собирают в Казани пикирующий бомбардировщик Пе-2
Из 17 погибших в боях Великой Отечественной войны пикирующих бомбардировщиков Пе-2 в Казани соберут один.
Пока в столице Татарстана, где в военные годы было собрано 10,5 тыс. таких самолетов, ни одной машины этого типа нет. Восстановленный пикирующий бомбардировщик станет реальным воплощением памяти о самоотверженном труде авиастроителей республики. А боевая история экипажей, несших на них службу, будет описана в книге. В ее основе – результаты экспедиций поисковых отрядов Татарстана, входящих в РОМО «Объединение “Отечество”» РТ. С энтузиастами, ведущими сложную, но такую нужную работу, встретился журналист «Татар-информ».
«Проект у нас называется “Крылья Татарстана” – это реставрация самолета Пе-2, – рассказал один из инициаторов проекта – председатель Совета РОМО «Объединение “Отечество”» РТ Александр Коноплев. – И мы решили, так как в Казани не сохранилось ни одного такого исторического экземпляра, отреставрировать из запчастей, найденных в наших поисковых экспедициях, один самолет».
Несколько обычных гаражных боксов на территории здания, где разместился Совет РОМО «Объединение “Отечество”» РТ, школа поисковика и… Управление Пенсионного фонда Кировского района Казани. Именно за этими зелеными воротами и воссоздается история. На чистом энтузиазме и нескольких скромных грантах от Минмолодежи и Правительства РТ. На них удалось приобрести часть необходимого оборудования: трубо- и листогибные станки, аргоновую сварку, пескоструйный аппарат, ручной инструмент. Но это капля в море, ведь проект не из дешевых.
«Пока каких-то серьезных финансовых средств у нас нет, но я думаю, что со временем появится серьезный инвестор, который этим заинтересуется. Пока я думаю, что нужно показать, что мы что-то можем делать, прежде чем деньги просить. Вообще весь проект оценивается в порядка 45–50 млн рублей. Это все полностью: с доставкой, с наймом работников, с зарплатами, с инструментом, с оснасткой и т.д. Деньги немаленькие, но эти затраты того стоят», – уверен Александр Коноплев. Сам увлеченный поисковик, руководитель казанского поискового отряда «Разведка» уже больше года – с момента старта проекта все время, что не в экспедициях и не на работе, проводит здесь.
«Самолетами у нас Илья Прокофьев (управляющий делами РОМО «Объединение “Отечество”» РТ. – Ред.) занимается довольно давно. У него больше 400 установленных экипажей. Начал он заниматься историей по Татарстану, во время войны у нас было много перелетов: прилетали самолеты, их получали у нас. Было довольно много разбившихся экипажей, потерпевших катастрофу в Республике Татарстан. Тема развивалась, узнавалось, что, где и как у нас в Татарстане. Потом и пришла идея взяться за эту работу в целом по России. После этого появилась идея восстановить самолет. Обычно делают истребители: Ил-2, Як собирают. А у нас в Татарстане собирался самолет Пе-2, и мы решили, почему бы не заняться этим делом», – поделился Коноплев.
И мысль была именно создать не новодел, а пусть и не летающую, но машину с боевой историей. Даже не одного экипажа, а нескольких. Потому как найти Пе-2 в достаточно неплохом состоянии практически нереально. Их на всю Россию осталось три.
«Есть два самолета в Музее ВВС в Монино недалеко от Москвы, один Пе-2 со 105-м мотором, один с 82-м. Была выпущена небольшая серия с 82-м мотором. И там один мотор вот такой – собранный, а второй своим ходом прилетел в 50-х годах. Они состояли еще на вооружении в Польше. И один есть очень похожий Пе-2 в Верхней Пышме. В музее. Больше самолетов нет. Остальные такие, скажем так, склеенные», – рассказал Коноплев. Вся надежда у поисковиков на результаты экспедиций. Сейчас во втором боксе «Отечества» собраны части уже 17 боевых машин. В начале года их было гораздо меньше десятка.
В этом году мы очень эффективно поработали. Начали с января, и до октября практически каждый месяц были экспедиции. Мы работали в Новгородской области, Псковской, Ленинградской, Мурманской, в Карелии, в Калужской области и Московской – это все география наших экспедиций за этот год. В общей сложности у нас получилось отработать на местах падения как минимум 11 самолетов Пе-2. На местах падения удалось сделать самое главное – найти номера самолетов. По некоторым из них уже полностью установлены судьбы экипажей. По некоторым еще ведется архивная работа. Ну а те фрагменты, которые сохранились и которые более-менее можно использовать для реставрационных работ, для восстановления самолета в рамках нашего проекта “Крылья Татарстана”, мы постарались эвакуировать с места падения самолетов, вывезти и сейчас доставили почти все в Казань. Сейчас идет процесс консервации, процесс разборки, процессы по переборке моторов. Один мотор уже практически отреставрирован», – поделился Илья Прокофьев – человек, с которого проект и стартовал.
На рабочих столах – части самолетных двигателей. Один уже поражает свежеокрашенными бортами и блеском поршней. И не скажешь, что три четверти века он находился фактически в болоте. Еще два мотора извлекли в Мурманской области со дна озера. Разбившаяся «пешка», как ее называли сами летчики, покоилась на глубине в 15 метров. И только благодаря местным жителям удалось установить ее местонахождение. Дальше была тяжелая работа по подъему частей на поверхность, доставка их к берегу.
«Вообще, я думаю, должен быть коллектив человек из пятнадцати, чтобы в течение двух-трех лет сделать тот экспонат, который мы хотим. Сейчас основное время мы здесь втроем проводим. Когда есть свободное время от работы, субботы, воскресенья. Мы здесь готовимся – изучаем, как, где и что можно сделать. Не знаю, конечно, что из этого получится, потому что при отсутствии достаточного финансирования нам лет на пятнадцать работы», – делится он. Впрочем, оптимизма ни он сам, ни коллеги по проекту не теряют.
Единственное, что огорчает поисковиков, – такими темпами с восстановлением «пешки» к 100-летию республики они никак не успеют. Не хватает ни времени, ни сил, ни средств, ни знаний: «К большому сожалению, не сохранилось никаких технических чертежей. Не смогли мы пока найти. Может быть, где-то в каких-то архивах и осели, но пока мы их найти не можем. Поэтому приходится разбирать запчасти, смотреть, как тут устроено, и уже на основании того делать запчасти, которые нам нужны для реставрации. На заводах чертежей нет. На нашем в 70-х годах был пожар – залили все эти чертежи. На Иркутском заводе все это в микрофильмы перевели, чертежи уничтожили, микрофильмы передали в какое-то НИИ, а НИИ теперь нет. И куда все эти вещи делись, мы пока не знаем. В архивах продолжаем искать. Еще два-три архива. В Минобороны мы тоже пока ничего не нашли. Нет там ничего. Есть другие архивы, где, может быть, что-то еще осталось. Но до этого еще руки не дошли», – озвучил еще одну серьезную сложность председатель Совета РОМО «Объединение “Отечество”».
Есть уже и договоренность с музеями, где выставлены реальные Пе-2, о том, что татарстанцев не просто подпустят к машинам, а дадут возможность их внимательно изучить, сделать фото интересующих узлов и деталей, точек крепления и т.д. Это должно существенно облегчить работу.
Во время поиска обнаружилась еще одна беда – стихийные копатели. Для них обломки погибшего в бою самолета – лишь металл, который можно отнести в пункты вторсырья и превратить в звонкую монету. Правда, так к истории все же относятся не все. Достаточно часто точки, где в период 1941–1945 годов разбивались советские самолеты, указывают поисковикам именно местные жители. Помогают и достать недостающие элементы: «У нас по Первому каналу материал был, так зритель фонарь самолета из Советской Гавани прислал. Нашел наш телефон, спросил: вам не нужен фонарь? И прислал. Целый. Не погнутый. В хорошем виде», – поделился Коноплев.
Есть уже у поисковиков-реконструкторов две восстановленные стойки шасси, два прекрасно сохранившихся колеса, что большая редкость. Одна шина с самолета Героя Советского Союза Алексея Анохина (командир звена 119-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи 7-й воздушной армии Карельского фронта. – Ред.), вторая от Пе-2, которым управлял Герой Советского Союза Иван Завражнов (советский военный летчик, участник Советско-финской войны 1939–1940 годов и Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза посмертно – 1943 г. – Ред.). Есть неплохо сохранившиеся лонжероны, моторамы, кресла пилотов, лопасти винтов и т.д. «Процентов восемьдесят, мы надеемся, будет все родное с самолетов», – заявил Александр Коноплев.
С тем, что достать не удастся, а также с восстановлением обшивки выразили готовность помочь 16-й и 22-й казанские заводы. В конце концов, это и их история. Легендарные «пешки» собирались именно на них. Один изготавливал моторы, второй создавал сами машины.
Почти известно и то, где будет установлен пикирующий бомбардировщик после реконструкции. «Есть два предложения: или в кремль, или в Национальный музей», – сообщил Коноплев. Единственная сложность – размеры будущего экспоната. Длина – более 12,5 метра, размах крыла – свыше 17 метров, высота почти 4 метра, вес «пустого» самолета – почти 6 тонн. Чтобы сохранить «пешку», ее придется укрыть в ангаре, а значит, на той территории, где ее предстоит разместить, потребуется дополнительная площадь для него. История Татарстана должна быть доступна каждому – уверены те, кто сейчас восстанавливает легендарный самолет.
Автор материала: Арсений Маврин
http://sntat.ru//obshchestvo/poiskoviki-tatarstana-sobirayut-v-kazani-pe-2/
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа