Лениногорские вести

Лениногорский район

18+
2024 - год Семьи
Общество

Скрытое патрулирование: за и против

Новый вид патрулирования осваивают с 12 ноября на столичных улицах и магистралях сотрудники ДПС. Они передвигаются по городу на машинах без специальных опознавательных знаков и надписей. При выявлении на дорогах водителей, грубо нарушающих ПДД, совершающих опасные маневры и создающих реальную угрозу для других участников дорожного движения, полицейские передают данную информацию...

Новый вид патрулирования осваивают с 12 ноября на столичных улицах и магистралях сотрудники ДПС. Они передвигаются по городу на машинах без специальных опознавательных знаков и надписей. При выявлении на дорогах водителей, грубо нарушающих ПДД, совершающих опасные маневры и создающих реальную угрозу для других участников дорожного движения, полицейские передают данную информацию ближайшим постам дорожно-патрульной службы. В дальнейшем скрытое патрулирование ГИБДД намерено распространить на все российские регионы.

Новость уже вызвала заметный переполох в социальных сетях. Многие поддерживают такую инициативу, другие недовольны и опасаются каких-то «подстав» со стороны гаишников. Обсуждается также вопрос о законности действий сотрудников ГИБДД. Обоснованы ли такие сомнения и зачем понадобилось возвращать скрытое патрулирование на дороги России?

Обсуждавшийся до 2009 года вопрос о допустимости патрулирования на машинах без специальных опознавательных знаков, о милицейских «засадах» и тому подобном закончился внесением изменений в административный регламент по контролю за дорожным движением. В опубликованном в «Российской газете» 5 февраля 2010 года документе было прописано, кто, как и за что может останавливать водителя на дороге.

В прежней своей редакции регламент в какой-то мере раскрывал тонкости скрытого патрулирования, но многие позиции в нем не были прописаны. Зато они имелись в наставлении по дорожно-патрульной службе, но этот документ, к сожалению, имел гриф «Для служебного пользования». Он не публиковался в открытом доступе, что позволяло недобросовестным инспекторам пользоваться своим информационным превосходством над водителями.

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1023 «О внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185» изменил ситуацию. Поправки, внесенные в административный регламент, убрали «недоговоренности», в документ вошли те пункты, которые ранее предназначались только для служебного пользования, а также в нем было прописано, что при контроле за дорожным движением автомобиль со спецокраской должен стоять таким образом, чтобы водители его видели и могли предотвратить нарушение. Ведь главная задача сотрудников ГИБДД, как утверждал тогда начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов, - предотвратить нарушение, а не ловить нарушителей.

Скрывать свое местонахождение гаишникам разрешили в пункте 43 лишь при условии, что контроль осуществляется средствами фотовидеофиксации нарушений. Да и то при обстоятельствах, когда видимость ограничена естественными переломами рельефа, поворотами и элементами обустройства улично-дорожной сети.

А в пункте 44 появилась следующая формулировка: «При контроле за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства».

Пять лет эта норма практически не применялась, однако ее законность никто не ставил под сомнение. И вот теперь именно это положение решили использовать для скрытого патрулирования в порядке эксперимента. Как сообщил глава столичной Госавтоинспекции Виктор Коваленко, в Москве гражданские машины ДПС, пока они не оборудованы видеорегистраторами, будут работать в паре со стандартными автомобилями ГИБДД. Как только на машины скрытого патрулирования установят нужные приборы, они смогут выехать на улицы самостоятельно.

Таким образом, до конца текущего года патрули в гражданских машинах не будут принимать самостоятельных решений по задержанию транспортных средств. Их задача, по словам Коваленко, «только фиксация нарушений».

Согласно поручению начальника столичной полиции Анатолия Якунина, на московские дороги для патрулирования должны ежедневно выезжать не менее 30 экипажей ДПС на обычных машинах, которые имеются в подразделениях ГИБДД. Такое количество скрытых патрулей позволит охватить весь город: на спецтрассах будет курсировать по одному такому автомобилю, а в округах - по два. То есть о срочной закупке дополнительных машин речь пока не идет.

Экспериментальное патрулирование только началось, а результаты его уже пиарит в СМИ пресс-служба главного управления столичного МВД. Если в первый день работы с помощью скрытого патрулирования гаишники выявили свыше 320 нарушений ПДД, то 16 ноября - уже 446. И нет никаких сомнений в том, что цифры будут только расти.

Кстати, зафиксированные нарушения связаны в основном с излишней тонировкой стекол и с управлением автомобилем с нестандартными (нечитаемыми) номерными знаками. Однако при досмотре автомобилей, а также водителей транспортных средств и их пассажиров обнаружены факты хранения наркотических средств, выявлены водители в состоянии алкогольного опьянения.

Когда же всех патрульных вооружат видеорегистраторами, то появится возможность фиксировать случаи превышения скорости, нарушения правил маневрирования, а также агрессивного вождения и хамства на дорогах. Правда, для этого ГИБДД намерено внести изменения не только в административный регламент, но и в ПДД.

Признаюсь, что пока с такими патрулями мне довелось иметь дело лишь за рубежом. В Эстонии взятый напрокат автомобиль постоянно кренило влево. Чуть зазеваешься - и машина норовит выехать на полосу встречного движения. Подруливать приходилось постоянно. На пути из Таллина в Тарту меня догнали и остановили полицейские. Им явно не понравилась такая манера вождения. Предъявив документы, я объяснил патрульным, в чем дело. Они лишь посоветовали снизить скорость и непременно заехать в сервис. А в Греции на трассе Салоники - Афины арендованную в отеле малолитражку вначале на большой скорости обогнал черный автомобиль БМВ, а затем преследующий его светлый Лексус. Через пару километров я снова увидел обе эти машины, они стояли у обочины. Полицейские проверяли документы у водителя БМВ и, судя по его кислой мине, можно было догадаться, что отделаться от большого штрафа нарушителю не удастся.

Говорят, что в России поводом для проведения подобного эксперимента стали аварии на Крымском мосту. Однако очевидно, что главной причиной новшества является резкое сокращение стационарных постов ДПС. Оставшиеся посты лихачи просто стараются объехать. Заметив в потоке машину с цветографическими знаками ГИБДД, они начинают соблюдать ПДД, перед камерами фотовидеофиксации послушно сбрасывают скорость. Зато на остальных трассах некоторые водители ведут себя просто безобразно. Поэтому сторонники скрытого патрулирования убеждены, что необходим повсеместный контроль именно на гражданских машинах.

Противники эксперимента ставят под сомнение его законность (я полагаю, что безосновательно), однако чаще всего они выражают опасение, что скрытое патрулирование приведет к росту коррупции, к беспричинному вымогательству взятки. Есть ли у такой позиции разумные основания, пока сказать трудно. Все зависит от поправок, которые будут внесены в нормативные акты. Наделив «секретные патрули» полномочиями, которые имеются у всех гаишников, законодатель может совершить большую ошибку. Но если патрульным разрешат останавливать только тех водителей, чьи нарушения зафиксированы с помощью видеорегистратора, то, скорее всего, новшество будет одобрено большинством участников дорожного движения.

http://www.kolesa.ru

Фото с сайта kolesa.ru

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса
erid:2VtzqxDbwji