Лениногорские вести

Лениногорский район

18+
2024 - год Семьи
Персона

А наутро была война

Антонина Николаевна Короткова – одна из двух и сегодня проживающих с нами в Лениногорском районе участниц Великой Отечественной войны.

Прошлое – в памяти и сердце. Из приоткрытого окна в кухню идут запахи и шумы улицы. Антонина Николаевна разливает душистый чай в чашечки, продвигает поближе вазочки со сладостями и фруктами. Ей в мае 2019 года исполнилось 90 лет, годы дают знать о себе, поддерживать порядок в доме помогают дети, внуки.

«Угощайтесь шоколадам, печеньем. Да, сейчас ешь что хочешь - очень радуюсь этому. А в блокадном Ленинграде люди умирали от голода, стоя в очередях за хлебом, выдаваемым по карточкам», - говорит она. Со Дня Победы прошло 75 лет, но мыслями она каждый день возвращается в свое прошлое.

 Война ворвалась в ее жизнь в один из самых счастливых дней и обрушила все планы. Накануне 21 июня ей исполнилось 17 лет. В Ленинграде стояли белые ночи, гости не торопились расходиться, ушли только под утро. Она только сомкнула глаза, и вдруг с улицы стали доноситься странные шумы, кто-то выкрикнул с ужасом «война!». Война?

Блокадный Ленинград. «Начались первые бомбежки, стали пропадать с прилавков магазинов продукты питания - люди бросились делать запасы. И мы тоже. Помню, зашли в магазин, а из круп осталась только перловка, сестренка Мила надула губы - я эту кашу есть не буду. И мы ее не взяли и как потом долго жалели об этом», - вспоминает она. По ее словам, тяжелую блокаду, унесшие многие жизни, они пережили только благодаря матери, которая, кроме того, что посменно трудилась на военном заводе, еще записалась в санитарную городскую дружину, где тоже выдавали паек.

Антонина стала заводской рабочей. Работали с подружкой, неделями не покидая заводские стены - идти после смены домой, а на следующий день обратно на завод не было никаких сил. Спали на ящиках. Скудную еду им выдавали на заводе, что-то приносили с собой.  

А в 1943-ом ее жизнь изменилась. Как-то летом, когда блокада начала ослабевать, гуляя с той же подругой, они увидели объявление о том, что идет набор девушек-телефонисток для обороны Ленинграда. И спонтанно приняли решение записаться. Почему?

«Это был порыв души, в молодости не все поступки поддаются объяснениям», - считает она. После краткосрочных курсов их отправили на границу с Финляндией, а после окончательного снятия блокады их полк в срочном порядке передислоцировали в Польшу. Проснулись от взрыва. Их, девушек-связисток, по возможности берегли, не отправляли на передовую, но на войне, как на войне...

На всю жизнь Антонине Ивановне запомнился такой эпизод. Это было в Финляндии. Идя в наступление, остановились в одном из хуторков на ночлег. Группа связистов из 15 человек устроилась в одном из домов.

–         Но мне что-то не захотелось в него заходить. Стояло лето, и я уговорила подругу лечь спать в плащ-палатке около деревьев. Это нас и спасло. Ночью мы проснулись от страшного взрыва и яркого света – взорвались все 3 или 4 дома, не помню точно, в хуторке. Мы зарыдали. Наши товарищи, с кем только вчера мы шли вместе, погибли в огне. Оказалось, фашисты, уходя, заминировали дом. С тех пор мы проверяли на мины все дома, где останавливались.

 «Ты живой? И я живая!». Да, на войне было место и светлым чувствам - здесь завязалась искренняя чистая любовь, ее и командира взвода Романа Короткова, который был родом из деревни Новая Варваринка Лениногорского района.

«Он был артиллеристом на передовой. А мы, связисты, обслуживали полк, где он служил. Виделись мы редко, только перезванивались: «Ты живой? И я живая!».

С боями, потерями полк участвовал в освобождении территории Польши от фашистов. В марте 1945 года полк вступил на территорию Германии. В одном из ожесточенных боев Роман Коротков был серьезно ранен. Его отправили в госпиталь в нашу страну. Антонина Николаевна Победу встретила на подступах к Берлину, в 50 километрах от разгромленного логова фашистов. В ночь с 8 мая на 9 мая в двери их комнаты начали барабанить парни, крича «Германия капитулировала! Ур-ра!». Это было что-то. Девушки плакали, смеялись, кружились в вальсе.

Лениногорск стал любимым и родным. После войны, год пролечившись в госпитале, к ней в Ленинград приехал Роман Коротков. Молодые поженились. Спустя какое-то время Коротковы переехали на родину мужа, в Лениногорский район, где уже набирала силу нефтяная промышленность. Антонина Николаевна работала в НГДУ «Лениногорскнефть» бухгалтером. А Роман Андреевич был заместителем начальника отдела рабочего снабжения этого же управления.

Антонина Николаевна бережно хранит боевые награды: свои медали, орден Отечественной войны второй степени и мужа (его уже нет в живых): ордена Отечественной войны первой и второй степени, Красной Звезды. Ее, как и всех ветеранов, чествуют на родном предприятии и на уровне города, наведываются, справляются о здоровье, поздравляют с праздниками. Всегда приглашают на торжество, организуемое «Лениногорскнефтью» в честь 9 мая на одной из баз отдыха нефтяников. У детей Владимира, Натальи и Андрея – свои судьбы, выросли внуки, растут правнуки. Все они очень любят Антонину Николаевну, безмерно гордятся ею, ставят друг другу в пример.

Айсылу ГАББАСОВА.

Фото предоставлено НГДУ «Лениногорскнефть»

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса
erid:2VtzqxDbwji