Ильгизар Шайхутдинов: мы познакомились по-милицейски!
Человек, в котором сочетаются верность долгу и семейные ценности.
«Я сразу заметил эту красавицу в группе ДНД. В советское время ДНД (добровольные народные дружины) оказывали помощь государственным правоохранительным органам в охране общественного порядка. Я тогда служил участковым опорного пункта № 3, занимался инструктажем и распределением работников, которые должны были отправиться вместе с постовыми патрулировать улицы города. Когда она осталась одной из последних, я сказал, что она пойдет на охрану города вместе со мной», — хитро улыбаясь, вспоминает сегодня мой собеседник, Ильгизар Ибрагимович. «Я с вами не пойду!» — заявила в тот вечер скромная Файруза.
Девушка согласилась пойти со строгим милиционером только вместе со своей коллегой. Эту историю знакомства я услышала в семье Шайхудиновых, от Ильгизара и Файрузы.
Милиционеру не составило труда выяснить место работы девушки, которая так ему понравилась, тем более, что они стали встречаться в ресторане «Урал», где в советские времена часто на комплексные обеды приходили целыми трудовыми коллективами. Не желая упускать симпатичную девушку, Ильгизар думал, как бы завоевать сердце Фаи. Однажды он заявился в ее кабинет в ТМНУ, где она работала чертежницей. Коллеги-девушки раскрыли рты от удивления — настоящий милиционер! «Я вечером встречу», — поставил перед фактом Ильгизар.
ЖЕНА ПО-ПРИЗВАНИЮ
Настоящий сюрприз ждал Фаю вечером, когда по окончанию рабочего дня, она вышла с работы: на пути стоял он — жгучий брюнет с черными усами и офицерскими погонами на плечах на желтом до блеска начищенном милицейском мотоцикле. От неожиданности и смущения, она не знала куда бежать. Тогда в моде были короткие юбки, поэтому, усаживаясь на заднее сиденье мотоцикла, Файруза старалась прикрыть коленки и тихо шептала настойчивому кавалеру: «Не приезжай больше, не делай так». Уже через полгода, 20 июля 1984 года, в Лениногорске была зарегистрирована новая молодая семья Шайхутдиновых.
Так Фая стала женой милиционера. В 1985 году в молодой семье родился сын Рустам, в 1989-м — дочь Регина. Несмотря на хлопоты по дому, воспитание малышей, Файруза с головой окунулась в круговорот службы мужа, ведь не зря говорят: жена милиционера — это профессия. Рассудительная, а главное, любящая супруга — она понимала, что семья для ее самого близкого человека — это поддержка, надежный тыл, понимание нелегкой, порой опасной работы сотрудника, связавшего свою судьбу со служением закону.
НАША СЛУЖБА И ОПАСНА, И ТРУДНА Ильгизар Ибрагимович прошел милицейскую службу, как говорится от А до Я: начинал с патрульного постового, когда на улицах города охранял общественный порядок и покой граждан — причем тогда правоохранители вооружены были лишь наручниками, в арсенале не было ни оружия, ни даже резиновой дубинки. Затем был назначен дежурным отдела, следователем, начальником отдела участковых инспекторов, заместителем начальника следственного отдела.
«Наша служба и опасна, и трудна» — это не раз почувствовал на себе офицер милиции, Ильгизар Шайхутдинов. Крылатая фраза: «Театр начинается с вешалки, а отдел милиции — с дежурной части», — говорит сама за себя.
Сотрудник дежурной части принимает от граждан сообщения и заявления о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, как по телефону, так и при личном контакте. Именно в дежурной части регистрируются в установленном порядке все сообщения. направляемые в отдел Министерства Внутренних дел Республики Татарстан. Бытует мнение, что сотрудники дежурных частей не выслеживают преступников, не участвуют в погонях, но, как оказалось на самом деле, зачастую именно от их взвешенных действий, быстроты принимаемых решений и хладнокровия, зависят жизни граждан и самих полицейских.
Вот пример из жизненной практики дежурного по отделу милиции — Ильгизара Шайхутдинова. «В тот день я заступил на суточное дежурство, всё шло, как обычно — мелкие кражи, хулиганства, нарушение общественного порядка пьяными гражданами, на которые я направлял следственно-оперативную группу... Вечером на дежурной машине направился домой на ужин. Проезжая по улице Ленинградская, по рации от своего помощника я услышал сообщение о том, что в подъезде многоквартирного дома истошно кричит женщина. Мы были как раз рядом. Я попросил водителя свернуть во двор, выскочил из машины и вбежал в подъезд. Освещения в подъезде не было. На крик женщины, я почти наощупь поднялся на пятый этаж, где на фоне открытого окна увидел мужчину, размахивающего топором, и просящую о помощи женщину. Увидев меня, мужик крикнул: «Уйди, убью!». Я выхватил из кобуры табельное оружие, направил пистолет в сторону преступника и несколько раз приказал бросить топор. Мужчина не унимался, продолжал угрожать топором. Я произвел предупредительный выстрел в окно, разбив при этом стекло. Мужик испугался и бросил топор в мою сторону. Как позже оказалось, обух топора попал мне в ногу, но на тот момент я этого даже не заметил. На звук выстрела подоспел водитель дежурной машины, вместе с которым мы скрутили и заковали в наручники дебошира», — вспоминает милицейские будни Ильгизар Ибрагимович, после этого происшествия еще долгое время он находился на больничном из-за сильнейшей травмы ноги. Но для Ильгизара Шайхутдинова главное было, что в тот день женщина осталась жива — незадолго до конфликта в подъезде, она уже получила от сожителя несколько ударов обухом топора по голове...
Ильгизар вспоминает курьезный случай, который надолго врезался в память всех участников тех событий. Зима. Звонок от бдительных граждан о доносящихся из квартиры соседей душераздирающих криков по улице Суворова, 6. Ильгизар Ибрагимович отправил по адресу участкового Тана Бурганова, к слову, двухметрового батыра. Через несколько минут участковый рапортует, что дверь квартиры на пятом этаже ему никто не открывает, Ильгизар как раз проезжал мимо данного адреса. Он идет на подмогу Тану. Вместе они снова подходят к двери квартиры, из которой действительно доносятся шум падающей мебели, звон разбивающейся посуды и женский крик. Наконец дверь распахивается, на пороге хозяйка квартиры, просит о помощи. Милиционеры врываются в помещение, в котором царит настоящий погром. Ильгизар и Тан набросились на сравнительно невысокого парня, чтобы скрутить и заковать его в наручники. Во время потасовки, рубашка на дебошире была буквально порвана в клочья, так яростно, словно зверь, тот отбивался, а потом произошло вообще необъяснимое: сбросив с себя правоохранителей, превосходивших его в силе и тяжести, он каким-то невероятным образом пролетает несколько метров, выбивает в прыжке стекло балконного окна и исчезает из поля зрения милицонеров... «Сказать, что мы испытали шок — ничего не сказать: звон разбившегося стекла, вопли матери парня: «Убииилиии...». Напомню: 5-ый этаж. Мы с Таном на балкон — парня нет. В голове одна мысль: мы виноваты, довели парня до самоубийства... Смотрим вниз — картина, что говорится. «маслом»: внизу по снегу босой, в одних штанах улепётывает наш герой... Мы с Таном Мунировичем выдохнули: «Живой...», — вспоминает неординарный случай из служебной практики мой собеседник. Оказалось, это психически больной человек, который в дальнейшем был задержан и направлен на принудительное лечение в психиатрический диспансер в Казань.
Во время службы в должности следователя, Ильгизару тоже приходилось нелегко. Как-то раз на него неожиданно возложили производство уголовных дел, связанных с расследованием аварий. Ранее Ильгизар Ибрагимович вел дела по кражам, грабежам и разбоям. А тут громкое дело, связанное с аварией транспортных средств, принадлежащих двум крупнейшим предприятиям города — нефтяной и дорожной организаций. «Глубокая осень, около 17 часов, — вспоминает герой моего рассказа. — При подъезде к поселку Тимяшево на обочине стоят припаркованные бетоновоз и смеситель, которые, выставив аварийный знак, меняли спустившееся колесо на одной из машин. В это время в ту же сторону движется вахтовый автобус с рабочими, который врезается правой стороной в бочковоз, в результате чего, вахтовики с многочисленными травмами доставлены в больницу, а водители, менявшие поврежденное колесо, едва не придавлены машиной».
В советские годы это ДТП действительно имело широкую огласку и именно от грамотного расследования дела, зависел исход и ответственность работников двух предприятий города. Ильгизару Ибрагимовичу пришлось буквально по минутам восстанавливать события той вечерней аварии, задействовав практически все милицейские и гражданские силы.
«После результатов автотехнической экспертизы, я решил провести следственный эксперимент, участок дороги, на котором произошла авария, был перекрыт. Согласно осмотра места происшествия в день ДТП, были по крупицам, вплоть до сантиметра воссозданы все обстоятельства: припаркованы «неисправные» машины, из города с той же скоростью выдвинулся вахтовый автобус траспортной организации. Как показал водитель, его, якобы ослепил встречный автомобиль марки ВАЗ-21099. Нашли подобную, вместе с понятыми в обеих машинах, мы выдвинулись друг другу навстречу. В результате следственного эксперимента выяснилось, что свет фар дальнего света легкового автомобиля никак не мог повлиять на видимость водителя автобуса, поэтому вывод следствия был однозначен: в аварии виновен представитель транспортного предприятия», — рассказывает обстоятельства расследования непростого уголовного дела Ильгизар Ибрагимович.
Еще много историй на памяти бывшего милиционера Ильгизара Шайхутдинова. Большое количество альбомов с черно-белыми фотографиями, документами, грамотами, благодарственными письмами и наградами хранят историю тех лет, верно и преданно отданных служению Советской милиции...
PS. Уже больше 40 лет неразлучна чета Шайхудиновых: Ильгизар и Файруза воспитали прекрасных детей, которые получили прекрасное образование, давно обосновались в Казани, где успешны в своих профессиях. У Рустама подрастают две девочки и мальчик, у Регины — двое сыновей. Традиционно они всей большой дружной семьей встречаются в Новый год за щедро накрытым столом, на котором неизменным любимым блюдом всегда является балиш от Файрузы. Это самые счастливые дни, когда три поколения могут насладиться общением, рассказать о своих успехах, планах на будущее, пожелать друг другу достижения поставленных задач. Оборачиваясь в прошлое, Ильгизар благодарен судьбе за встречу с Файрузой, а она — счастлива, что в ее жизни повстречался настоящий мужчина — верный долгу, преданный своей жене и детям. Семья для них — самая большая ценность, их крепкий союз, построенный на взаимном уважении и поддержке, — прочный фундамент, на котором кирпичик за кирпичиком будет строиться дальнейшее семейное древо Шайхутдиновых.
Автор: Ильмира Гареева.
Фото: из семейного архива.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа