РУШАНИЯ ГАЯЗОВА: вопреки всему!
Рушания Гаязова — известный мастер татарского шамаиля. Живет в Лениногорске. Шамаили она рисует, сидя в инвалидной коляске. Ее творчество дарит радость, дает возможность по-новому посмотреть на мир.
Выставка в Кул-Шарифе.
Работы Рушании Гаязовой выставлялись во Дворце культуры и краеведческом музее Лениногорска. Ее большая персональная выставка прошла в Казани, в мечети Кул-Шариф с 1 по 10 декабря 2020 года.
«Когда мы с мужем поехали на эту выставку, я не поверила своим глазам. На стенах известной галереи висят мои работы. Шамаили в таком божественном пространстве, под специальным освещением смотрелись особенно красиво, ими любовались посетители. Я была очень рада», — делится Рушания.
На выставке экспонировались 23 ее работы, созданные по образцам «классических» шамаилей — на стекле в традиционной технике живописи, подсвеченной фольгой. Экспозиция сопровождалась видео, на которых был запечатлен процесс создания шамаиля автором. Арабографический текст и картинки она рисует красками на обратной стороне стекла, подсвечивает его фольгой и помещает в рамку. Помогал ей муж — Атлас Галимов.
Предложение участвовать в выставке поступило от руководителя галереи шамаиля мечети Кул-Шариф Алсу Шамсутовой, узнавшей о лениногорском мастере от посетителей.
«В ноябре 2019 года я получила сообщение по ватсапу от Алсу Шамсутовой, она попросила отправить ей по ватсапу фотокопии моих работ. Увидев их, предложила мне организовать мою выставку шамаиля в Кул-Шарифе», — рассказывает она.
Путь к этому ключевому событию в ее жизни был долгим и сложным.
По непростому пути.
Родилась Рушания в деревне Сугушла Лениногорского района в 1965 году.
Появилась она на свет здоровой крепкой девочкой. В семь месяцев начала ходить. Но, к сожалению, заболела. Появилась слабость, стали отказывать ноги.
Спасением от невзгод был ее открытый характер, природное обаяние, жизнелюбие, активность. Она научилась меньше смущаться в общении с людьми. Задумываясь о собственной значимости, силе и слабости, приняла себя такой, какая она есть.
Мама Гульчира, отец Якуп всячески старались делать так, чтобы она больше общалась со сверстниками.
«Мама очень хотела, чтобы я училась в обычной школе. В первый класс она привезла меня на коляске. Но я проучилась лишь несколько дней. Находиться подолгу в одном положении мне было не по силам. Меня перевели на домашнее обучение. Любимой учительницей стала Каусария апа Каримова. Она научила меня читать. Я так была рада! Ведь для меня открылся новый мир. Я полюбила книги, особенно стихи. Читала самые любимые по праздникам на сцене. В четвертом классе в моей жизни появилась другая учительница - Фания апа Ахметова. Прекрасный преподаватель, душевный человек. Она ввела традицию всем классом наведываться ко мне раз, два раза в месяц. Эти дни были самыми счастливыми в моем детстве», — считает Рушания.
«А были дни, когда охватывало отчаяние?», — спросила как-то я её.
«Такой вопрос мне еще никто не задавал», — произносит она. Какое-то время мы с ней сидим в тишине, собираемся с мыслями.
«Да, были и такие дни. Но особенную тревогу по поводу своего будущего я остро ощутила при окончании восьмого класса. Я знала, что мои одноклассники разлетятся кто куда. Кто-то отправится в соседнее село, чтобы получить среднее образование, кто-то поступит в техникум, училище. И только я буду вынуждена остаться дома, потому что я — инвалид. В один из вечеров душевную боль излила в письме в редакцию республиканской газеты «Яшь ленинчы» — «Юный ленинец». Его опубликовали, и на мое удивление, я получила в ответ 43 письма. Начав переписываться, испытала потрясение от осознания того, что, есть, оказывается, люди, у которые физическое состояние намного хуже. Мне писали слабовидящие, и те, кто не смог брать в руки ручку и писал пальцами ноги. И эти люди мне тогда показались намного сильнее духом, чем я. Превозмогая боль и немощь, душевное отчаяние, они хотели жить, общаться, быть счастливыми — настолько, насколько можно в таком состоянии. И писали мне такие добрые слова поддержки, любви. Их доброта мне очень помогла окрепнуть душевно», — вспоминает Рушания Якуповна.
Публикация этого ее письма изменила ее жизнь, вскоре ее определили в вечернюю школу в Сугушлах, и она смогла получить среднее образование.
По примеру своих эби.
Вскоре она нашла занятие по душе — рукоделие. Примером для нее стала Рахимэ эби — мама ее мамы, которая вырастила семерых детей — всех сама обшивала. Рушания начала с простого — носков, варежек. Потом взялась за свитера, шали, паутинки. Делала украшения из атласных лент. Вышивала платочки, которые по татарской традиции дарили уходящим на службу новобранцам. Крестиком делала узор на полотенцах для новобрачных — опять же по традиции, невеста дарила вышитое полотенце батыру Сабантуя. Старалась, чтобы каждая работа была уникальной.
Шамаилем она увлеклась уже в Лениногорске, куда переехала из Сугушлов после замужества.Кстати, о замужестве. С Атласом Галимовым они вначале 7 лет дружили. Теперь много лет живут вместе.
«С Атласом я познакомилась случайно. Позвонила своей хорошей знакомой Алсу, которая проживала в Лениногорске. Трубку взял Атлас. Оказывается, он в гости к ней приехал. Я знала, что у Алсу есть брат Атлас. Я говорю — «Атлас, это ты ?». А он отвечает — «Откуда ты меня знаешь?» Я говорю, как не знать, если мы с тобой односельчане. Мы с ним тогда много переговорили об общих знакомых, о жизни. И как же я была удивлена, когда в конце разговора он предложил мне встретиться. Скрепя сердцем, мне пришлось признаться, что я — колясочник. Он выслушал, помолчал минуту, потом твердо произнес, что все же хотел бы встретиться. И приехал в гости. Мама тогда не очень обрадовалась моему знакомству. Говорила, мол, кругом полно здоровых девушек, женщин, зачем ты ему нужна? И все-таки, когда мы произвели обряд никаха, мама сказала только одно — ну и ладно, очень хорошо, живите счастливо!», — рассказывает Рушания Якуповна.
Сегодня Гульчира апа не нарадуется за дочь и зятя.
Своим творчеством вдохновляет других.
Помогает Атлас и в изготовлении шамаилов. Раньше на стене любого татарского дома можно было увидеть священные изречения из Корана, выполненные особым письмом. Еще в детстве в доме своих эби шамаили привлекали внимание Рушании своей таинственностью, но это искусство тогда ей казалось недосягаемым.
«Если бы мне тогда сказали, что я сама буду их создавать, я бы не поверила. Но однажды к нам в гости пришла Назира апа Гиззатова, которая долгое время проработала в Лениногорской детской художественной школе. В разговоре она обмолвилась о том, что умеет делать шамаили. Шамаили! Научиться их рисовать было моей сокровенной мечтой! Я попросила Назиру апа научить и меня этому искусству. Она не была против. А Фания апа Галимова обучала меня арабской графике и письму. Я им обеим очень благодарна!», — делится моя собеседница.
Сегодня своим творчеством Рушания сама вдохновляет юных лениногорских художников и дизайнеров — студентов Лениногорского музыкально-художественного педагогического колледжа, на «пробу пера» в этом виде искусства. Недавно провела для них очередной мастер-класс в Лениногорском краеведческом музее. Тем самым она делает все от нее зависящее, чтобы молодое поколение развивало искусство шамаиля, и, в свою очередь, передавало другим.
«Рушания апа рассказала и показала, как можно сделать шамаиль своими руками. Главное, чтобы было от души и правильно. Я тоже попробую, сделаю шамаиль своей эби. Думаю, она будет рада такому подарку», — поделилась студентка Аделина Косарева.
Живет мечтой совершить хадж.
Рушания Гаязова старается жить полноценной жизнью. Как многие женщины, любит бывать в магазинах, выбирать украшения, красивую одежду. Вместе с супругом они не пропускают концерты, выставки, спектакли.
«В жизни бывают разные обстоятельства. Я всем говорю, что в сложных ситуациях не нужно впадать в отчаяние. Всегда говорите — я смогу! Тогда всё обязательно получится», — уверена она.
А еще она живет мечтой — совершить хадж, паломничество в Мекку. Очень хочется верить, что и эта ее мечта исполнится!
Айсылу Габбасова.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа