Фания Нуриева : нас много и это радует!
Несмотря на искусственный клапан в груди и инвалидность, волонтер Фания Нуриева с любовью и молитвами изготавливает для бойцов специальной военной операции татарскую лапшу — токмач.
«Не могу забыть того красивого широкоплечего парня, нашего земляка, которому я передала приготовленную своими руками лапшу. Перед отъездом на передовую, по моей просьбе Раиль пришел ко мне домой. Я приготовила гостинцы, аккуратно упаковала... Позже я узнала, что при выполнении боевых задач он попал под минометный обстрел, это был его последний бой», — с грустью печально рассказывает моя собеседница — Фания Минахметовна.
12 февраля этой хрупкой на вид, но такой сильной и волевой женщине исполнилось 64 года. Она родилась в селе Шугурово Лениногорского района в многодетной семье, в которой воспитывались пятеро ребятишек. С раннего детства Фания привыкла к сельскому труду, помогала взрослым по хозяйству. Окончив десятилетку, поступила в Альметьевский торговый техникум. Всю трудовую жизнь Фания Нуриева работала старшим поваром в различных организациях — столовая, школа.
С будущим мужем Фания была знакома с детства, с его сестренкой они учились в одном классе. Джалиль сделал Фание предложение, и она согласилась. В 1988 году родился сын Ленар. К сожалению, брак распался, Фания Минахметовна в одиночку вырастила сына, с головой погрузившись в его воспитание и в работу.
Судьба испытывала на прочность характера и силу воли Фанию Нуриеву еще не раз. В 1986 году ушел из жизни отец, Минахмет Гильмутдинович...После перенесенного инсульта ее мама, Марьям Ашраповна, несколько лет провела, будучи прикованной к кровати. Дочь ухаживала за парализованной матерью.
Гены сыграли злую шутку — сердечное заболевание передалось Фание по наследству. В 1986 году врачи провели первую операцию. Комиссуротомия — так она звучит на медицинской терминологии. Это хирургическая операция, заключающаяся в рассечении спаек или сращений в области клапана сердца, чаще всего митрального, для улучшения его функции. Это делается для устранения сужения (стеноза) клапана, которое может затруднять нормальный кровоток. В 1995 году хирурги прибегли к повторной процедуре коммирасутомии...
Это было непростое время, когда Фания разрывалась между своими «болячками» и уходом за мамой, но она стойко переносила тяготы, не жалуясь и терзаясь мыслями: «За что мне это, почему я?». В 2010 году Марьям Ашраповны не стало...
Болезнь сердца и стеноз сердечного клапана прогрессировали, Фания задыхалась, из-за недостатка кислорода был отек, из-за которого несчастная не могла самостоятельно передвигаться. Врачи разводили руками, никто не брал на себя ответственность за исход операции: возраст и слишком слабое сердце... В 2018 году, когда отчетливо встал вопрос между или смертью, Фания обратилась в Альметьевскую клинику. Как оказалось, не зря! Врач сердечно-сосудистой хирургии решился на операцию на сердечном клапане.
Находясь на лечении в больнице, Фания познакомилась с Риммой Портновой, которая работала там сестрой-хозяйкой. Подруги частенько созванивались, справлялись о здоровье. При очередной беседе, Фания узнала, что Римма стала волонтером в группе добровольцев «С любовью и молитвами». Сгорая от желания внести свою лепту, Фания поинтересовалась, чем она может помочь, находясь дома. После перенесенной операции на сердце, она не может передвигаться на длительные расстояния, в состоянии лишь посетить аптеку и продуктовый магазин у дома. «Можешь изготавливать домашнюю лапшу!» — посоветовала Римма Портнова. «Ура! Я в деле!» — пронеслось в голове Фании и началась кипучая ежедневная деятельность.
В это самое дело живо и активно включились родственники Фании. Теперь по умолчанию, каждую пятницу, отправляясь на деловое совещание из Шугурово в Лениногорск, он неизменно привозит своей сестре ведро яичек от курочек со своего подворья. «А курочки будто чувствуют, что приносят пользу, несутся с удвоенной силой!» — смеются родственники, которые со всего района присылают Фание домашние продукты.
«Во что упаковывать готовую лапшу?», — спросила Фания у Эльмиры Уламасовой, руководителя группы «С любовью и молитвами», когда несметное количество тонко нарезанного и высушенного макаронного изделия расфасовано по пакетам. «Картонные коробки не подойдут, — предупредила Эльмира. — Там мыши, которые с легкостью прогрызут бумагу, пища будет испорченной и непригодной к варке. Нужны пластиковые ведра с плотно закрывающимися крышками».
Не вопрос! В магазине, где изготавливают торты и пирожные, родственники Фании приобрели десятилитровые пластиковые ведра и вот уже в зону СВО едет лапша от лениногорского волонтера — Фании Минахметовны. На крышке — знаменитая и уже давно узнаваемая наклейка группы «С любовью и молитвами». Фания не подписывает отправляемые ведра и не ведет им подсчет. «Я даже не взвешиваю. А зачем?» — искренне удивляется она, пожимая худенькими плечами. «Это же от чистого сердца и души, это совершенно бескорыстно и с огромным желанием скорейшей Победы. Хочу, чтобы все наши ребята вернулись в свои семьи, к своим женам и детям, чтобы не проливалась кровь наших земляков и не плакали по ним их родственники».
Воспитанная благочестивыми и верующими родителями, как истинная мусульманка, Фания начинает свои добрые дела с обращением к Богу. «Молюсь всегда: и, когда замешиваю тесто, и, когда раскатываю, а затем нарезаю соломкой. Говорю: «Бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим» («Во имя Аллаха, милостивого, милосердного) и передаю через свою подругу и единомышленницу Римму ведра с готовой лапшой. Она отвозит „гуманитарку“ в штаб на Промышленную, 9», — делится Фания.
«Вот твоя лапша уехала», — докладывает Эльмира Уламасова, отправляя фотоотчет Фание, которая в силу инвалидности не может лично присутствовать при отправке гуманитарного груза.
«А вот она уже варится в котелке в блиндаже солдата», — комментирует Эльмира фотографию, отправленную с фронта с благодарностями за вкусный домашний обед. Да, наши солдаты частенько делятся своими эмоциями в видеороликах, где говорят спасибо каждому волонтеру.
А еще Фания отправила бойцам на передовую собственные пледы, ватные одеяла от подруг и знакомых. «Пусть нашим ребятам будет тепло и сухо в их блиндажах, пусть после тяжелых изнурительных боёв, они смогут отдохнуть на мягких покрывалах», — желает Фания, собирая очередной гуманитарный груз.
Носки, кофе, чай, конфеты, полезные травы, собранные в лесах, и многое другое — это несут Фание соседи и знакомые, будучи уверенными, что всё это поедет на фронт нашим защитникам. «Нас много и это радует, — говорит Фания. — Пусть наши мужчины знают, что мы будем поддерживать их до тех пор, пока это требуется».
PS. Жизнь продолжается. В день нашего знакомства с Фанией Минахметовной, ранним утром у нее родилась третья внучка. «Я очень рада за семью своего сына Ленара и сноху Альбину, у них растут прекрасные сыновья, а теперь и долгожданная дочь! Я благодарю Аллаха и моего врача-кардиолога, который не побоялся взять меня тогда на операционный стол. Практически никто из врачей не верил в благополучный исход операции и не брался за меня. Случилось чудо! Волшебные руки кардиолога Нура Гасимовича вернули мне надежду на жизнь. А я ведь так люблю жить и приносить людям пользу. Не важно, сколько мне осталось жить, самое главное, что каждый мой прожитый день будет наполнен милосердием и любовью к людям», — улыбается Фания Минахметовна.
Фото Фания Нуриева.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа