Лениногорские вести

Лениногорский район

18+
2024 - год Семьи
Новостная Лента

Визитная карточка Байрака Абдуллина- новые дома и детские сады

Байрак Фатыхович Абдуллин – потомственный нефтяник, человек с интересной нефтяной судьбой. Он говорил, что ему повезло с детства тем, что он родился в семье нефтяника. А еще – с первых дней на скважине он работал с легендарными личностями, повлиявшими не только на его трудовую биографию, но и на судьбы многих людей, а также республики, страны. Да и время на его долю выпало легендарное.

На знаменитую третью  скважину его отправил отец, возглавлявший административно-хозяйственный блок НПУ «Бугульманефть» - прародителя НГДУ «Лениногорскнефть». Это был 1952 год, к тому времени Байрак Абдуллин окончил школу и собирался отправляться в дальние края. Но отец был непреклонен – раз живешь в нефтяном краю, надо хоть попытаться узнать, что это такое – нефть, скважины, промысел.
«Каждый день мне приходилось отмеривать 8 километров от поселка Зеленогорска – будущего Лениногорска до Ромашкино. О транспорте тогда и не думали. Вначале я обслуживал одну скважину, потом – три. В те годы главной бедой было то, что труба и внутрискважинное оборудование  покрывались парафином, и нужно было каждые 2 часа  с помощью ручной лебедки спускать скребок в скважину и поднимать обратно. Вот такая нефтяная наука», - вспоминал он.
Нефтяной науке парня  учили мастер Шайхулла Мутыгулллович Мотыгуллин и его помощник Аклим Касымович Мухаметзянов – впоследствии руководивший «Лениногорскнефтью», выросший до заместителя министра нефтяной промышленности СССР.
«Первые две недели Аклим Касымович возил меня по скважинам и терпеливо обучал как рейбировать трубы, чтобы скребок не заедал, как обращаться с лебедкой», - говорил он.
В 1953 году Байрак Абдуллин окончил школу буровых кадров, затем отслужил в Армии, окончил ЛНТ, работал старшим оператором, мастером, старшим инженером-диспетчером центральной инженерно-диспетчерской службы, начальником участка, заместителем начальника промысла. Была в его жизни и командировка в Ирак – три года в условиях пустыни он работал старшим-инженером технологом по обустройству нефтяных месторождений. Словом, накопил блестящий опыт и знания.
И вот в начале восьмидесятых в его жизни произошел новый поворот.
Борис Степанович Лобанов, который в одно время был его мастером, в восьмидесятые годы возглавлявший «Лениногорскнефть» предложил ему взять на себя руководство ремонтно-строительным  управлением НГДУ.
«Дела в РСУ идут неважно, но я рассчитываю на твой опыт и честолюбивый характер», - сказал он.
Строительство – совершенно другая сфера, трудности встречались на каждом шагу. Но Абдуллин действовал по пословице -  «Раз взялся за гуж, не говори, что не дюж».
И оказывается, если задаться целью, и каждый день на нее работать, удается многое. За три года, пока Байрак Фатыхович возглавлял строительный блок, построили целый ряд объектов практически с нуля.
К примеру, построили цех антикоррозийного покрытия труб, запустили бетонный узел, сами  начали производить раствор, прошлись с ремонтом по цехам. На площадке самого строительного управления возвели новое административно-бытовое здание, столовую. Большой юбилей -  50-летие РСУ -  отпраздновали в комфортных условиях.
Да, Абдуллину многое удавалось на строительном поприще, но его душа рвалась на промысел.
«Я всегда ощущал себя добытчиком – и по образованию, и по призванию, поэтому начал просить Лобанова, к тому времени уже главного инженера компании «Татнефть», вернуть меня на промысел», - рассказывал он.
И вот в марте 1985 году Абдуллину позвонил начальник НГДУ Виталий Федорович Лесничий и спросил: а не пойдешь ли ко мне главным инженером? Как признавался позже Байрак Фатыхович, на такое предложение он вовсе не рассчитывал, поэтому растерялся, но, подумав, согласился – не боги же горшки обжигают. А спустя 8 месяцев фортуна повернулась таким образом, что Байрака Абудуллина назначили начальником НГДУ, поскольку Виталию Федоровичу предложили работу в Москве, в министерстве нефтяной промышленности СССР.
Каким было НГДУ «Лениногорскнефть» в 1985-1989 годы, когда у его руля стоял Байрак Абдуллин?
Годовая добыча составляла 4,5 миллиона тонн нефти в год. Добычу нефти контролировало не только руководство «Татнефти», но и руководство республики. Нередко начальников НГДУ вызвали к первому секретарю обкома КПСС Г.И. Усманову, и нужно было давать полный отчет: какой прирост нефти, сколько новых скважин запущено.  Стране нужна была нефть, и ставилась установка – увеличивать ее добычу любой ценой.  Кроме того, именно в этот период Москва попросила татарстанцев помочь сибирским коллегам, и Абдуллину приходилось выезжать в нефтяные региона Сибири – помогать техникой, оборудованием, специалистами.
А когда в Лениногорске первым секретарем ГК КПСС назначили Шафагата Тахаутдинова, усилилась помощь нефтяников Лениногорску, началась газификация сел района, активное социальное благоустройство с участием НГДУ.
«И до меня, и после меня «Лениногорскнефть» была и в Лениногорске, и в «Татнефти», на хорошем счету. Площадки нашего управления служили полигоном для  испытания новой техники и технологий. Здесь работали замечательные специалисты, операторы, которые всего себя посвящали любимому делу.  Когда передавал бразды правления «Лениногорскнефтью»  Рафаилю Саитовичу Нурмухаметову, я твердо знал, что передаю управление в надежные руки. Мне не было стыдно перед молодым преемником – сделал все, что смог», - признавался он.
Годы руководства НГДУ «Лениногорскнефть» Рафаилем Нурмухаметовым  это отдельная большая история.
А НГДУ стало родным не только для Байрака Фатыховича, но и для его сына и дочери, в Лениногорске родились и его внуки. Байрак Фатыхович Абдуллин жил и работал здесь и считал себя по-настоящему счастливым человеком.


Айсылу Габбасова

    

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса
erid:2VtzqxEDZTN