Во всем виноват смартфон: современные дети разучились общаться
«Троечник? Да он просто ленивый!» - так обычно думают многие о причинах неблестящей учебы школьников. Но все гораздо глубже, корни прохладных взаимоотношений со школой кроются в работе мозга.
Об этом «Челнинские известия» поговорили с нейропсихологом набережночелнинского школы-детского сада для детей с ОВЗ №89 Альбиной Биковой.
- Многие родители считают, что проблемы с учебой у их детей возникают из-за синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Дети не могут сосредоточиться, усидеть на месте. Действительно ли это СДВГ?
- На консультацию часто приходят родители с жалобой на то, что ребенок невнимательный, гиперактивный. Следует разделить понятия гиперактивный и просто активный ребенок. Гиперактивность (СДВГ) – это диагноз, который ставит невролог. Но в последнее время мы все чаще наблюдаем у детей противоположные отклонения – это расстройства аутического плана. Это не больные аутизмом дети, но проявляют они себя похоже – они замкнуты, живут в своем мире, очень поздно начинают говорить, им трудно взаимодействовать с другими людьми. Такой тип поведения мешает им в учебе.
- Почему же современные здоровые дети могут вести себя подобно аутистам?
- Я связываю это с тем, что и взрослые, и дети во многих современных семьях все больше уходят в смартфоны. Малыши все чаще взаимодействуют не с живыми людьми, а с планшетами. Родителям проще включить мультфильм, на котором ребенок залипнет и замолчит, чем поговорить, поиграть с ним, а значит учить настаивать на своем или, наоборот, уступать. Ведь все эти качества формируются у ребенка в этом возрасте в игре. У ребенка нарушается коммуникация, он даже не может научиться что-то просить. В общем, сменилась среда, в которой находится ребенок, она стала более цифровой и менее человечной.
- Что должно насторожить родителей в поведении ребенка? После чего следует обратиться к специалисту?
- Если ребенок ничего не просит. Допустим, даже попить или в туалет. Иногда такие дети начинают закатывать истерику, вроде бы на ровном месте, выясняется, ему было что-то нужно, а он не догадался об этом попросить: не умеет. Обычная детская истерика связана с тем, что ребенок что-то попросил, а ему не дали. С такими проблемами следует обраться к специалистам: невропатологу, нейропсихологу, клиническому психологу и психиатру.
- Так что, нужно запретить детям смартфоны?
- Мы никуда не убежим от той среды, в которой живем. Поэтому со смартфонами и планшетами нужно соблюдать правила. Во-первых, не давайте малышам планшет для самостоятельного просмотра мультиков, сядьте вместе, обсуждайте, что происходит на экране, так мы учим анализировать ситуацию, развиваем мышление. Во-вторых, ни в коем случае не включайте планшет во время еды, уделяйте ему время, как отдельному занятию, но не более 20 минут в день. А лучше всего включать детям аудиосказки, с ними ребенок учится воспринимать чужую речь, узнавать по интонации характер и настроение героев, развивается слуховое восприятие, это очень полезно, вырабатывается усидчивость.
- Уже пошли в школу ребята, которые с раннего детства ходили в студии раннего развития, учились читать, английский язык. И далеко не все из них показывают хорошие результаты в учебе. Почему?
- Я, как нейропсихолог, против студий раннего развития, где учат читать в раннем возрасте. В 3-4 года у ребенка развиваются ощущения и восприятие – вкус, цвет, запах, звуки этого мира, воображение, после 4 лет идет ориентация в окружающем пространстве, формируется карта собственного тела и его соотношение с пространством, и конечно же речь. И только к 7 годам появляется нужда в том, чтобы переносить абстрактные знаки на лист бумаги, читать, писать. Когда ребенка начинают учить читать в 3-4 года, то обкрадывают те структуры его мозга, которые в данный момент у него формируются. Получается, когда он приходит в школу, начинаются проблемы. Исключение: когда ребенок сам проявляет интерес к чтению, без принуждения
- А как вы относитесь к модным системам воспитания? Многие увлечены, например, японской системой, когда ребенку дозволено практически все. Какую успеваемость в школе показывают такие дети?
- Когда детям дозволено очень многое, им достаточно сложно. Когда у малыша есть рамки и границы, его мозгу проще развиваться. Мозг воспринимает все очень структурированно, поэтому ему проще, когда заданы определённые правила. Родители жалуются на то, что ребенок в начальной школе не может собрать портфель, спланировать свой день, самостоятельно подготовиться к урокам. Это касается и помощи в быту. То есть он не понимает, что надо сделать в начале, что в середине, что потом. У него нет четких правил, которые бы его дисциплинировали.
Чтобы ребенок учился хорошо, нужно четыре основных условия. Во-первых, ему должно хватать на это физических сил. Для этого требуется правильно спланированный день, соблюдение режима дня, прогулки на свежем воздухе. Уроки до позднего времени очень истощают нервную систему. Во-вторых, к тому моменту, как ребенок пойдет в начальную школу, у него должны быть развиты процессы внимания, памяти, мышления и восприятия. То есть в 4-7 лет нужно активно развивать эти навыки. В-третьих, ребенок должен знать, как учиться, то есть уметь выполнять самостоятельно домашнее задания и планировать свой день, в том числе дела и по дому и т.д. И конечно, самое главное, у ребенка должна быть мотивация на любую деятельность, в том числе и учебную.
фото pixabay.com
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа