Возвратившиеся с Победой участники войны становились первыми нефтяниками Татарстана
Прошагавшие «пол-Европы, пол-Земли», наши земляки, приблизив День Победы, нередко в пропитанных дождями и пылью военных дорог армейских шинелях и сапогах, приходили в зарождающуюся нефтяную отрасль Татарстана: работали в бурении и добыче, на строительстве нефтепроводов и других объектов.
Судьбы ветеранов и сегодня, спустя 80 лет после Великой Победы, волнуют наших сверстников, служат источником силы, вдохновения и примером для нашей молодежи,
ОСТАНОВИЛ МАШИНУ, УВИДЕВ СТРОЯЩИЙСЯ НЕФТЕПРОВОД
Самат Садриев родом из Шугурово, в 1942 году его призвали на фронт. Звания Героя Советского Союза он был удостоен за форсирование Днепра, захват и удерживание плацдарма в районе села Хутор Хмельная Черкасской области, в составе 23-й гвардейской мотострелковой бригады 3-й гвардейской танковой армии он дошел до Берлина. Гордо шагал в составе участников Парада Победы в Москве. В родное Шугурово старшина Самат Садриев возвратился в 1946 году из столицы Австрии Вены, где служил после войны. По дороге, не доезжая до Спиридоновки, он увидел, проходившую в то время прокладку труб в сторону Клявлино — шло строительство первого в республике нефтепровода Шугурово – Клявлино. «Попросил остановить машину, вылез. Спросил, что это за строительство. Смотрел, как стыкуют и варят трубы, мне это дело показалось очень интересным. Тогда я сказал себе, что обязательно станут электросварщиком и буду работать в нефтяной отрасли», — вспоминал он. В апреле 1947 года стало большим событием то, что нефтепровод сдали в эксплуатацию, а к празднику 1 мая из Клявлино ушел к потребителям первый эшелон с татарстанской нефтью. Затем Самат и его бригада трудились на скважине № 3, открывательнице Ромашкинского месторождения. Занимались обвязкой буровой, строительством товарного парка. Месяцами не видела его молодая жена Раушания, с которой они создали семью сразу же после войны. В августе 1950 года Садриевы переехали в Новую Письмянку, города Лениногорска тогда еще не было. Дочь, Румия Горбова, рассказывала, что палатка на территории сегодняшнего Первого поселка, была их первым домом. Около 20 лет Самат Садриев был мастером огненного шва. Но по состоянию здоровья был вынужден перейти машинистом цементировочного агрегата. Затем его избрали председателем профкома автотранспортной конторы НГДУ, откуда в 1977 году ушел на заслуженный отдых. За мужество, проявленное в годы Великой Отечественной войны, награжден Орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда», медалями «За Отвагу», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За Победу над фашистской Германией 1941-1945», орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1, 2 степеней. К его боевым наградам добавились трудовые: Орден Октябрьской Революции, медаль
«За доблестный труд». «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Самат Салахович всегда был в гуще событий, охотно встречался со школьниками, рассказывал им о своих друзьях-товарищах в годы Великой Отечественной войны, конечно же, о переправе через Днепр, о которой школьники читали в учебниках истории. Знакомил с нелегким трудом нефтяников. Именем героя названа одна из улиц Лениногорска, ему установлен обелиск на Аллее Героев. В коллекциях Лениногорского музея, связанных с темой Великой Отечественной, хранятся грамоты Самата Садриева, копии наградных листов, его фотографии и личные вещи.
ОПЕРАТОРЫ НАМ НУЖНЫ!
Двадцать лет Гумар Мифтахович Хуснутдинов проработал оператором на первом промысле НПУ «Бугульманефть». Производственную практику под его началом в студенческие годы проходил Борис Степанович Лобанов — будущий начальник НГДУ «Лениногорскнефть» (1973 – 1983 гг). Гумар Мифтахович активно участвовал в общественной жизни цеха, выступал за улучшение условий труда рабочих. Путь уроженца Куакбаша к чёрному золоту был непростым. Рано оставшийся без матери, после школы в поисках лучшей доли он работал в шахтах Кировской области, на заводе в Андижане. Более семи лет служил на Северном Сахалине, защищал нашу границу от нападения Японии. После объявления о капитуляции Германии, освобождал Курильские острова от японских милитаристов. В 1954 с женой и малышом вернулся в родную Татарию, устроился к нефтяникам.
У Гумара Мифтаховича около двух десятков благодарностей от цеха и управления, почётные грамоты, значки отличника нефтегазодобывающей промышленности СССР, Министерства нефтяной промышленности Советского Союза, которые прибавились к его медалям за Победу в Великой Отечественной войне. С супругой, Таслимой Закировной, Гумар Мифтахович вырастил четверых детей, трое из которых пошли по отцовским стопам в нефтяную отрасль. Внуки и правнуки выросли на его примере.
«МАТЕМАТИК? ВОЗЬМЕМ БУХГАЛТЕРОМ!»
Каряму Ризаковичу Шакурову, который родился и вырос в селе Шугурово, школьные науки давались легко, особенно — точные: математика, физика, химия. В 1936 году после окончания семилетки он учился на курсах подготовки учителей начальных школ. До 1938 года обучал шугуровских детишек грамоте. А затем, чтобы увидеть мир, уехал в Самаркандскую область, где тоже учительствовал. В 1939 году окончил педучилище. Все складывалось неплохо, если бы не начавшаяся война. Он вернулся в родные края, и в декабре 1942 года его призвали на фронт. Служить ему довелось в артиллерийским полку. Был артиллеристом, наводчиком, возглавлял батарею. Особенно ему запомнились ожесточенные бои под Бобруйском. Как-то немцы атаковали его батарею 29-ю танками, а у наших было всего 4 орудия. Но именно благодаря точной наводке Шакурова, удалось попасть в 5 фашистских танков и уничтожить их, а там на помощь подоспели наши войска. Карям Ризакович участво
вал в освобождении от фашистских полчищ территорий Украины, Белоруссии, Польши, Восточной Пруссии, Чехословакии. Вырос до командира батареи. Запомнился бой под Берлином в конце апреля 45-го, когда шестеро наших артиллеристов держали оборону в лесу. Счет уже шел на четвертые сутки. Чуть выступят немцы из леса — наши открывают огонь. А потом фашисты пошли строем в атаку, но и ее сумели отбить отважные советские артиллеристы. Вскоре в небе появились наши самолеты. Они летели низко, и летчики старались строчить из пулеметов так, чтобы не попасть в своих. К вечеру оставшиеся фашисты сдались в плен. За проявленные в боях храбрость и мужество его наградили Орденом Отечественной войны II степени, Карям Шакуров — трехкратный кавалер медали «За отвагу», как известно, эта награда очень ценилась в Великую Отечественную войну. Гордился медалями «За взятие Берлина», «За взятие Кенигсберга». Но по собственному признанию, самой дорогой наградой для него стало возвращение домой, в родное Шугурово. Что его удивило по приезду — так, это большие перемены, которые были связаны с открытием Шугуровского месторождения нефти. В Шугурово шла организация нефтепромысла. Новое дело заинтересовало Каряма Ризаковича, и он, как был во фронтовой шинели, открыл двери новой конторы. Начальник Шугуровского укрупненного нефтепромысла Б.С. Семенов, узнав, что Шакуров преподавал математику, тут же принял его на работу бухгалтером. Буквально спустя четыре месяца, его назначили старшим бухгалтером, а с июля 1950 года — заместителем главного бухгалтера Шугуровского нефтепромысла. В том же 1950 году, с организацией НПУ «Бугульманефть», Шакурова перевели старшим бухгалтером на первый нефтепромысел. С 1956 года — он работал главным бухгалтером НГДУ «Лениногорскнефть». Отмечены его заслуги и за мирный труд — присвоено высокое звание «Заслуженный экономист РСФСР» Люди, прошедшие боевую закалку на фронтах Великой Отечественной, были в первых рядах развития нефтяной отрасли Татарстана и города Лениногорска.
Фото Сергей Трусов
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia